NashKamaz.ru: модели, ремонт, характеристики, автоклуб

История завода ЕлАЗ



Белорусский форпост в Елабуге

Белорусские власти готовы придать производственной площадке «ТД МТЗ-ЕлАЗ», где с 2009 года ведется сборка тракторов Belarus, статус опорного производственно-сервисного центра для переноса в Россию сборочных производств ведущих производителей машиностроительной техники РБ. Эта идея закреплена в меморандуме, подписанном премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым и президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.

Мегапроект о расширении производственной кооперации, предложенный властями Беларуси, удачно вписывался в повестку интеграционного взаимодействия Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Гендиректор «ТД МТЗ-ЕлАЗ» Константин Анисимов подтвердил информацию о том, что идея создания кластера прорабатывается на уровне правительства Беларусь и будет способствовать укреплению позиций белорусских предприятий на российском рынке, а также созданию дополнительных рабочих мест в Татарстане и отчислению в бюджет в виде налогов (с 2003 года отчисления в республиканский бюджет РТ составили около 6 млрд рублей).

Похоже, что «развод» с ЕлАЗом все-таки ударил по бизнесу «ТД МТЗ-ЕлАЗ». Как стало известно «Реальному времени», с запуском в августе этого года специальной «тракторной» программы по субсидированию закупок тракторов мощностью свыше 300 л. с. белорусский «ТД МТЗ-ЕлАЗ» не смог заключить ни одного договора на продажу своей техники татарстанским сельхозпроизводителям.

Информацию об этом подтвердили в руководстве Минсельхоза РТ и дочерней компании МТЗ. На вопрос о причинах провала продаж глава компании ответил встречным вопросом: «А я хочу спросить у Минсельхозпрода РТ. Я обращался, но нас не включают, — удивляется Константин Анисимов. — Почему — не знаю. И это вопрос диалога. Недавно мы показывали президенту РТ трактор с двигателем «Камминз Кама» в надежде на то, что он будет работать в Татарстане».

— В этом году Минсельхоз Татарстана впервые запустил «тракторную программу» по обновлению парка сельхозтехники высокопроизводительными тракторами мощностью от 300 л. с. и выше, — рассказал «Реальному времени» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Тальгат Тагирзянов. — Она предусматривает субсидирование 50% стоимости техники сельхозпредприятию за счет бюджета РТ.

По решению президента РТ на дотирование закупок энергонасыщенных тракторов выделено 600 млн рублей, которые позволят увеличить производительность труда на селе. Это насущный вопрос, так как сегодня в сельском хозяйстве Татарстана постоянно работают всего 65 тысяч человек или 2% от общего населения республики.

Им необходимо произвести продукцию, которая обеспечивала бы потребности 3,5 млн татарстанцев. Вот эти люди справляются со всеми видами сельскохозяйственных работ — вспахивают, засеивают и убирают урожай, раздают корма, а с ручным трудом мы далеко не уйдем. Мощные трактора нужны для быстрого проведения посевной и уборочной компании.

По словам Тагирзянова, эта беспрецедентная мера поддержки сельчан стала дополнением к основной республиканской программе по технологическому переоснащению сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. По этой программе субсидируются все сельскохозяйственные машины и оборудование, самоходная техника, грузовой автотранспорт, оборудование для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Обязательное условие: техника должна быть произведена в РФ, а покупатель должен оплатить полную ее стоимость (потом 40% без НДС возмещается из бюджета РТ). «В этом году общая сумма субсидий на возмещение техники составила 1,7 млрд рублей. Если кто-то полагает, что Минсельхоз РТ якобы лоббирует продвижение тех или иных марок сельхозтехники, навязывая им определенные закупки, отвечу, что это не так!

Никакого перечня рекомендованных производителей нет, нет ни списков, ни реестров. По республиканской программе субсидируются приобретенные у любых российских производителей тракторы. Если бы мы установили перечень, то должны были бы объявить о каких-то критериях выбора производителя, чтобы соблюсти антимонопольное законодательство, — рассказывает замминистра.

— По тракторной программе субсидируется ровно половина стоимости, т. е. 50% с НДС, при этом трактор должен быть российским, с мощностью от 300 л. с. (российское происхождение должно быть подтверждено паспортом самоходной машины РФ). Выбор — за потребителем. Так работает конкуренция: покупают ту технику, у которой лучше цена и качество.

По словам замминистра, ежегодно хозяйства приобретают свыше 300 тракторов различных марок, где львиную долю (50%) составляют минские тракторы МТЗ-1221 и МТЗ-82. «Но нынче хозяйства отдали предпочтение тракторам К-744 Петербургского тракторного завода «Кировец» (21 шт.), тракторам Buhler Versatile (13 шт.

) мощностью 375 л. с, собранных краснодарским Ростсельмашем (Ростсельмаш полностью купил канадский тракторный завод Buhler Versatile Inc), и еще куплено несколько тракторов Claas, собранных в Краснодаре, «Нью Холланд», собранных на челнинском заводе, а также тракторы «Балтиец» и «Агромастер». На сегодня просубсидировано 48 тракторов на сумму в 260 млн рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

«В этом году Минсельхоз Татарстана впервые запустил «тракторную программу» по обновлению парка сельхозтехники высокопроизводительными тракторами мощностью от 300 л. с. и выше», — говорит Тальгат Тагирзянов

Учитывая недавний опыт, который, похоже, заметно остудил пыл белорусских компаний, руководство дочерней компании МТЗ в Татарстане считает, что производственный кластер может быть создан лишь под гарантии возврата инвестиций. Имея в виду получение твердых заказов на закупку субсидированной техники.

«Что значит создать кластер? Это направить инвестиции. Но сегодня в России нет такой законодательной базы, которая позволяет мне обезопасить инвестиции. Законодательство РФ меняется в сторону ужесточения и дополнения технологических переделов. Это ведет к тому, что чтобы получить субсидии и утильсборы, надо стать заводом полного цикла по производству тракторной техники», — рассуждает представитель «ТД МТЗ-ЕлАЗ».

По его мнению, тут возникает противоречие. С одной стороны, можно закупить отечественные комплектующие — двигатели, трансмиссию, но с другой, «если нет понятного объема, то как я могу покупать комплектующие автокомпоненты?». «Локализацию я могу планировать, если есть четкие и понятные объемы поставок техники, — уточняет он.

— Тогда я могу пойти к смежникам и сказать: хочу закупить 3 тысячи крышек для кабины. А как иначе я буду заказывать топливную аппаратуру, фильтры, диски, когда я не знаю объема поставок». Одним словом, белорусский производитель добивается от Минсельхоза РТ гарантий сбыта собираемой техники, а в противном случае вынужден будет свернуть сборку в Елабуге.

«Если цифры покажут, что бизнесу может быть дан зеленый свет, он будет. Но если экономика покажет, что по разным причинам — утильсбор, недостаточная квалификация на этой территории рабочих, логистика — все что угодно, не позволяет вести бизнес, то его не будет, как бы мы ни хотели», — заявил источник в компании.

Между тем, в середине октября генеральный директор МТЗ Федор Домотенко уже заявил о том, что «совместное предприятие по выпуску тракторов Belarus в Татарстане планируется объединить с производством в Вологодской области в единое сборочное предприятие», правда, место их базирования не раскрыл. «Беларусь и Россия изучают возможность организации совместного экспорта в третьи страны тракторов Belarus, выпускаемых в Череповце Вологодской области, — передало его слова агентство БЕЛТА с межрегионального совета по кооперации с иностранным участием в Вологде. Впрочем, в Татарстане уверены, что «батька Лукашенко не отпустит их с закрепленного места».

  • Олег Исаев

    Олег Исаев
    руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в городе Казань

    26 мая текущего года, во время пребывания в Казани, в рамках участия в заседании Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета, Премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков и Президент Татарстана Рустам Минниханов подписали меморандум о создании на базе ООО «ТД ЕлАЗ-МТЗ», г. Елабуга, белорусско-татарстанского промышленного кластера с максимальной локализацией производства.

    Если раньше здесь была организована только сборка тракторов Минского тракторного завода, то сейчас вопрос стоит шире. С учетом имеющейся инфраструктуры и производственных площадей есть возможность реализации проектов титульных белорусских брендов — это и «МАЗ» (сегодня автобусы «МАЗ» составляют около 50% парка пассажирской техники г. Казани, около 500 ед.) и «Гомсельмаш» (около 60% парка кормо-зерноуборочных комбайнов работает на полях Татарстана), «Бобруйскагромаш и других.

Луиза Игнатьева, фото Максима Платонова

ЕлАЗ укатил от тракторов

Между тем незадолго до подписания политического меморандума на высшем уровне в белорусско-татарстанском СП «ТД МТЗ-ЕлАЗ», работавшем на протяжении 14 лет, неожиданно разразился конфликт среди учредителей компании, который привел к их окончательному «разводу». Возможно, что этот раскол и наложил негативный отпечаток на медленное и затяжное продвижение интеграционной идеи в Татарстане, несмотря на одобрение сверху.

Как стало известно «Реальному времени», в мае этого года производственное объединение ЕлАЗ вышло из уставного капитала СП «ТД МТЗ-ЕлАЗ», в котором ему принадлежало 49% долей. С этого момента сборочное предприятие полностью принадлежит его белорусскому партнеру — Минскому тракторному заводу, который консолидировал 100% долей общества, подтвердил информацию «Реальному времени» гендиректор СП Константин Анисимов, назначенный в этом году вместо прежнего руководителя Слесаренко.

По всей видимости, кадровое назначение было призвано улучшить экономику сборочного производства. По данным «Спарк», на протяжении 2013, 2015, 2016 годов производство показывает минусовую прибыль, то есть убытки. Так, выручка по итогам 2016 года составила 3,39 млрд рублей, убыток — 152,5 млн рублей.

Константин Анисимов — выходец из «Белорусского металлургического завода — управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания». «ЕлАЗ вышел из состава учредителей СП по решению собрания учредителей в мае этого года, — рассказал он. — Мы много лет работали вместе, но в один прекрасный момент решили, что программы (лицензионной сборки тракторов, — прим. ред.

) закончены, они себя исчерпали. В дальнейшее развитие «МТЗ–ЕлАЗ» пойдет один, самостоятельно, без ПО «ЕлАЗ». В ответ на вопрос, будет ли проводиться ребрендинг компании, глава белорусской компании дал понять, что, скорее всего, нет, так как переименование компании потребует значительных финансовых ресурсов на маркетинг нового названия производителя.

Выйдя из уставного капитала СП, ПО «ЕлАЗ» прекратило лицензионную сборку тракторов Belarus. Как следует из данных сайта компании, сегодня ЕлАЗ пытается перепрыгнуть из привычного для себя сельскохозяйственного сегмента в класс дорожно-строительной и специальной техники, удалив со своих страниц любое упоминание о белорусских тракторах.

Неприятный поворотный для предприятия момент руководство компании предпочло оставить без каких-либо комментариев. На запрос «Реального времени» о причинах «развода» с МТЗ, гендиректор ПО «ЕлАЗ» Камиль Галимов ничего не ответил, поручив подготовку ответа своему заместителю по имущественным вопросам, но с тех пор редакция не получила никакой информации.

Мобильный телефон помощника президента по авиакомплексу Равиля Зарипова, который считается одним основателей СП, был недоступен. По данным «Спарк-Интерфакс», «ПО Елабужский автомобильный завод» фактически контролируется Равилем Зариповым. Основной акционер предприятия — ООО «Инвестпромком», ему принадлежит 37,99% акций.

Logoprintrus.png

С июня 2016 года на 100% долей этой компании принадлежит Айгуль Зариповой (видимо, дочери Равиля Зарипова), а сам Равиль Зарипов напрямую владеет 11,99% акций предприятия. Другими акционерами выступают кипрская Scelissel Trading Limited (25% акций) и ООО «Булак Инвестмент» (25% акций). В свою очередь, это общество на 50% принадлежит ООО «Татиндтрейд», совладельцами которой являются экс-депутат от РТ Хафиз Салихов и его дочь Эльмира, а также Рамиль Мавлютов (каждому из них принадлежит по 4% акций предприятия).

ЕлАЗ пытается перепрыгнуть из привычного для себя сельскохозяйственного сегмента в класс дорожно-строительной и специальной техники

Инфраструктура

Электроснабжение «Алабуги» осуществляется через высоковольтные подстанции «Тойма-2» мощностью 100 МВт и «Щёлоков-500» мощностью 250 МВт. В декабре 2014 года была введена в эксплуатацию распределительная подстанция мощностью 600 МВт, призванная минимизировать риски перепадов напряжения для компаний-резидентов особой экономической зоны и обеспечить бесперебойное энергоснабжение даже при прекращении подачи электроэнергии с одной из подстанций[7][8][9].

Водоснабжение объектов особой экономической зоны организовано через станцию очистки, которая получает воду из водозабора «Тураево», расположенного в 65 км от «Алабуги»[7]. Хозяйственно-бытовые стоки предприятий-резидентов проходят обработку на локальных очистных сооружениях и через систему самотёчно-напорной канализации направляются на очистные сооружения Елабужского муниципального района[10].

Теплоснабжение обеспечивается собственными источниками тепла компаний-резидентов и действующими котельными Елабужской ТЭЦ (проектной) тепловой мощностью 420 Гкал/ч. Предприятие долгое время не производило электричество и специализировалось на поставках тепла «Алабуге», в сентябре 2016 года управляющая компания особой экономической зоны выкупила ТЭЦ у «Генерирующей компании», чтобы привлечь в ОЭЗ крупных потребителей тепла — компании тепличного хозяйства[7][11][12][13]. Газоснабжение «Алабуги» проведено от газораспределительной станции «Центральная» магистрального газопровода «Можга — Елабуга»[7].

Логистика[ | ]

Транспортную доступность «Алабуги» обеспечивают двухкилометровая подъездная дорога от автодороги федерального значенияМ7, речное сообщение с выходом к единой глубоководной системе России через порты в Набережных Челнах и Нижнекамске, международный аэропорт «Бегишево» и железнодорожные пути необщего пользования от станции ТихоновоКуйбышевской железной дороги.

В 2016 году управляющая компания запланировала строительство дополнительного хода железной дороги для обеспечения растущих потребностей резидентов. На 2017 год запланирован запуск грузового экспресса, который свяжет Куйбышевскую и Горьковскую железные дороги и будет курсировать по маршруту Сухобезводное — Тихоново и поставлять в «Алабугу» кварцевый песок для производства стекла[14][15][16][17][18].

C января 2008 года на территории «Алабуги» функционирует оборудованная контейнерная площадка для отправки грузов[19]. В апреле 2008 года начал работу учреждённый годом ранее Елабужский таможенный пост татарстанской таможни, регион деятельности которого ограничен территорией особой экономической зоны «Алабуга».

Собственный пост с 46 сотрудниками разместился в административно-деловом центре и стал частью «системы одного окна» для компаний-резидентов. Вместе с появлением таможенного поста в ОЭЗ была открыта свободная таможенная зона. По итогам 2014 года коллектив Елабужского поста был признан лучшим таможенным постом в России[20][21][22].

Индустриальный парк «А Плюс Парк Алабуга»

В 2015 году на территории «Алабуги» были открыты 2 индустриальных парка: «Синергия» и «А Плюс Парк Алабуга», площадки которых предоставляются компаниям-резидентам в аренду для развёртывания производства. В «Синергии» общей площадью 24500 м² предлагаются стандартные модули двух типов, включающие одновременно производственные площади и административно-бытовые. В «А Плюс Парк Алабуга» доступны 200 тыс. м² производственно-складских и офисных площадей класса А[23][24].

Планы развития особой экономической зоны «Алабуга» включают строительство жилья для сотрудников компаний-резидентов. В 2014 году завершилось строительство коттеджного посёлка «Три медведя» общей площадью 40,47 га, расположенного в 7 км от ОЭЗ. Посёлок включает 40 двухэтажных коттеджей, международную школу Alabuga International School с углублённым изучением английского языка, детский сад при школе, жилой дом для преподавателей, жилой дом для специалистов, 2 котельные, водозаборные и водоочистные сооружения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В посёлке предусмотрены рекреационные зоны, общественный центр, спортивный комплекс, ресторан и магазин[25][26][27][28][29][30]. В октябре 2016 года «Алабуга» приобрела открытый в 2009 году в исторической части Елабуги гостиничный комплекс Alabuga City Hotel. Руководство особой экономической зоны запланировало переориентировать гостиницу на сотрудников компаний-резидентов, командированных в «Алабугу», и в 2017 году выбрала в качестве оператора международную сеть «Рамада»[31].

Также планы развития особой экономической зоны предполагают строительство в Алабуге микрорайона «Северный» площадью 115,9 га, в состав которого войдут 209 индивидуальных жилых домов общей площадью 33,4 тыс. м² и многоквартирную застройку общей площадью 242 тыс. м², что обеспечит плановую численность населения в 9453 человека.

В 2016 году в «Алабуге» начал работу собственный корпоративный университет — программа подготовки руководителей высшего звена для компаний-резидентов. Обучение строится по методу изучения кейсов, включает мастер-классы по маркетингу, стратегическому управлению и управлению производством, которые проводят руководители особой экономической зоны и компаний-резидентов.

Логистика

Плачу и не плачУ

Напомним, что партнерство с МТЗ оказалось самым долгоиграющим для ЕлАЗа сборочным производством, которое вытянуло его из сложного финансового положения в начале нулевых. По условиям соглашения, СП было наделено функциями генерального дистрибутора техники в Приволжском и Уральском федеральных округах, а ЕлАЗ по лицензии МТЗ собирал колесные трактора, но только двух марок — МТЗ-82 и «Беларус-1221».

Спустя 7 лет совместной деятельности между ними словно черная кошка пробежала. МТЗ решил запустить на мощностях собственную сборку тракторов, но уже более современных моделей и с более мощными двигателями, создавая внутреннюю конкуренцию ЕлАЗу. Кто из них больше продавал тракторов — доподлинно неизвестно.

Но в ответ Елабужский автозавод начал постепенно «уходить» в сборку спецтехники. Так, с 2011 года открыл сборку экскаваторов с турецкой Cukurova. С каждым годом «тракторная программа МТЗ» на ЕлАЗе медленно затухала, а его гендиректор Камиль Галимов не раз заявлял, что российский рынок «затоварен», хотя и не переставал параллельно вести переговоры с российским концерном «Тракторные заводы» о налаживании сборки тракторов. С выходом из капитала «ТД МТЗ-ЕлАЗ» автозавод окончательно отказался от борьбы за аграрные заказы на поставку тракторов.

Неофициально причиной «развода» с ЕлАЗом называется нежелание татарстанского партнера инвестировать в развитие сборочного производства белорусских тракторов. «За все время существования «ТД МТЗ-ЕлАЗ» производственное объединение ЕлАЗ не вложило ни копейки, кроме уставного фонда. Сюда инвестировал только один учредитель — Минский тракторный завод.

Поэтому ЕлАЗ забрал те деньги, которые инвестировал, и ушел — вот и вся история. Никакого капитала здесь не было — у них был только уставный фонд, все. Никакую землю никто не вносил. Все приобреталось обществом за счет осуществления деятельности. Поэтому существует огромный долг перед Минским тракторным заводом.

Неофициально причиной «развода» с ЕлАЗом называется нежелание татарстанского партнера инвестировать в развитие сборочного производства белорусских тракторов

Управляющая компания и финансовые показатели

Управляющая компания особой экономической зоны — АО «ОЭЗ ППТ „Алабуга”», акционером которой является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан [35]. Управляющая компания выполняет работу по взаимодействию с органами государственной власти и занимается IR-сопровождением работы ОЭЗ[36].

С 2009 года АО ППТ ОЭЗ «Алабуга» осуществляет добровольную сертификацию менеджмента качества. В 2013 году «Алабуга» получила сертификат соответствия требованиям ГОСТ 9001-2011 (ISO 9001: 2008). В 2014 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии выдало управляющей компании ОЭЗ сертификат соответствия системы экологического менеджмента и сертификат соответствия менеджмента безопасности труда и здоровья[37]. Деятельностью ОАО «ОЭЗ ППТ „Алабуга”» руководит совет директоров, оперативное управление осуществляет генеральный директор[5].

«Алабуга» — крупнейшая, наиболее успешная особая экономическая зона промышленно-производственного типа в России: она приносит 59% совокупной выручки всех ОЭЗ страны (на 2019 год), вложения частного капитала в «Алабугу» составляют 39% от всех средств, вложенных в ОЭЗ в России (на 2019 год)[38][39][40].

На 2019 год на «Алабугу» приходилось 34% налоговых отчислений (без учёта НДС) всех особых экономических зон России. С момента создания по 2016 год её резиденты выплатили 36,5 млрд рублей налогов (в том числе, 4,3 млрд в 2018 году). Свидетельством эффективности «Алабуги» служит то, что рост налоговых поступлений резидентов превосходит налоговые расходы — совокупность предоставленных им налоговых льгот[39]. По плану к 2023 году число резидентов должно достичь 120, объём годовых налоговых отчислений — 32 млрд рублей в год[38][41].

Резиденты

Процедура получения статуса резидента определена законодательно: компания-претендент должна зарегистрировать юридическое лицо в Елабужском муниципальном районе и представить бизнес-план с инвестициями не менее 120 млн рублей. Заявка рассматривается наблюдательным советом «Алабуги». Средний срок получения статуса — 3 месяца[42].

Налоговый режим

Налогообложение резидентов «Алабуги» осуществляется в соответствии с российским законодательством об особых экономических зонах. Компании-резиденты имеют ряд налоговых преференций и льгот, определённых федеральными правовыми актами и правовыми актами Республики Татарстан[44][45]:

  • налог на прибыль составляет 2% на протяжении первых 5 лет, 7% с 6 по 10 год и 15,5% до 2055 года. Срок отсчитывается с момента получения предприятием первой прибыли (в соответствии с законом Республики Татарстан от 10 февраля 2006 года №5-ЗРТ);
  • налог на имущество — 0% на протяжении 10 лет с момента формирования налогооблагаемой базы, причём срок действия может быть продлён законом Республики Татарстан (в соответствии с пунктом 17 статьи №381 Налогового кодекса Российской Федерации);
  • резиденты «Алабуги» освобождены от уплаты транспортного налога на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учёт (в соответствии с законом Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года №24-ЗРТ) и уплаты налог на землю на аналогичный срок с момента возникновения прав собственности на участок (по решению Совета Елабужского муниципального района от 25 января 2006 года №38);
  • в соответствии с режимом свободной таможенной зоны, импортируемые оборудование и продукция, используемые на территории «Алабуги» освобождены от таможенных пошлин (10%) и налога на добавленную стоимость (20%).

Завод «Форд Соллерс Елабуга»

Завод «Сария Био-Индастрис Волга»

Завод «Белая Дача Алабуга»

Предприятие «Роквул-Волга»

Предприятие «Эр Ликид Алабуга»

  1. «Драйлок Текнолоджиз» — завод бельгийской компании Drylock Technologies по производству санитарно-гигиенических изделий. Открытие предприятия состоялось 8 октября 2016 года[46].
  2. «Тракья Гласс Рус» — совместный проект турецкого холдинга «Шишеджам (англ.)» (70 %) и французской компании Saint-Gobain по производству листового стекла, зеркал и стёкол с напылением. Мощность завода — 230 тыс. тонн листового стекла в год. Открытие предприятия состоялось 8 октября 2016 года[47].
  3. «Аутоматив Гласс Альянс Рус» — предприятие по производству автомобильного стекла проектной мощностью 800 тыс. комплектов в год. Открытие предприятия состоялось 8 октября 2016 года[47].
  4. «Дизайн-Рус Алабуга» — производство полимерных труб турецкой компании Dizayn Group. Мощность производства достигает 23,3 тыс. тонн продукции в год. Предприятие действует с 25 ноября 2015 года[48].
  5. «3M Волга» — проект компании 3M, производство промышленных товаров, антикоррозийных покрытий, абразивных материалов, стеклянных микросфер, промышленных клейких материалов и клейких лент[5]. Завод был введён в эксплуатацию в октябре 2015 года[49].
  6. «Армстронг Билдинг Продактс» — завод по производству подвесных потолочных систем компании Armstrong World Industries. Заявленный объём производства — 22 млн м² продукции в год. Предприятие открыто 9 июня 2015 года[50].
  7. «Хави Логистикс Елабуга» — производственно-распределительный центр компании Havi Logistics (нем.), обеспечивающий поставки в сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s. Комплекс, включающий 5832 м² складских помещений и 1080 м² административных был введён в эксплуатацию в июне 2015 года[5][51].
  8. «Хухтамаки Фудсервис Алабуга» — компания-производитель одноразовой посуды, принадлежащая финскойHuhtamäki, сотрудничающей с сетью ресторанов быстрого питания McDonald’s. Запуск производственной линии, рассчитанной на выпуск 641 млн изделий в год, состоялся в июне 2015 года[5][51].
  9. «Алабуга-Волокно» — предприятие госкорпорации «Росатом» по производству углеродного волокна. Предприятие открылось 15 мая 2015 года[52].
  10. «Хаят Кимья» — завод по выпуску санитарно-гигиенической бумаги (туалетная бумага, полотенца, салфетки, носовые и косметические платки). Производство проектной мощностью 65 тыс. тонн продукции в год было запущено в марте 2015 года[5][53].
  11. «Интерскол-Алабуга» — производитель электроинструментов и средств малой механизации. Предприятие было запущено в октябре 2014 года. Проектная мощность существующей линии составляет 1,25 млн единиц оборудования в год[5]. Компания ведёт строительство 2-й и 3-й очереди предприятия, которые позволят нарастить производство до 5 миллионов единиц оборудования в год[54].
  12. «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» — дочерняя компания турецкого производителя МДФ, производящая покрытые и непокрытые меламиномМДФ-плиты, напольные покрытия, мебельные панели. Предприятие проектной мощностью 457 тыс. м³ в год было официально открыто в сентябре 2014 года[5].
  13. «Джошкуноз Алабуга» — завод турецкой компании Джошкуноз (тур.) по производству металлических кузовных деталей автомобилей для ООО «Форд Соллерс Холдинг». Открытие предприятия состоялось 29 августа 2014 года[55].
  14. «РМА-Рус» — производство стальных шаровых кранов. Предприятие запущено в мае 2014 года. Проектная мощность — 11 тыс. единиц продукции в год[5].
  15. «Сария Био-Индастрис Волга» — завод по производству технического и кормового жира и костной муки из отходов животноводства немецкой компании SARIA Bio-Industries. Предприятие действует с сентября 2013 года[56].
  16. «Вертикаль-Алабуга» — предприятие по организации производства бетона и железобетонных изделий в ОЭЗ «Алабуга», мощность — до 94 тыс. м3 в год. Предприятие действует с 2013 года[57].
  17. «Белая Дача Алабуга» — завод по переработке салатной и овощной продукции. Производственная мощность предприятия — 12 тыс. тонн продукции в год. Запуск производства состоялся 29 августа 2012 года[58].
  18. «Роквул-Волга» — дочернее предприятие датского производителя каменной ватыRockwool[5]. Завод был запущен в апреле 2012 года и стал одним из крупнейших в Европе предприятий по производству минераловатной теплоизоляционной продукции[40].
  19. «Форд Соллерс Елабуга» — совместное предприятие по производству автомобилей и двигателей компаний Ford и Sollers[40]. Проектная мощность завода — 85 тыс. автомобилей и 185 тыс. двигателей в год[5]. Автомобильный завод начал работу в январе 2012 года[59]. Завод по производству двигателей был введён в эксплуатацию 3 сентября 2015 года[60].
  20. «Эр Ликид Алабуга» — дочернее предприятие Air Liquide по производству технических газов. Первая очередь предприятия (воздухораспределительная установка для нужд «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно») была введена в эксплуатацию состоялся в июле 2010 года, вторая — в мае 2012, в августе 2014 года была запущена установка по производству водородно-азотной смеси для завода «Тракья Гласс Рус»[5].
  21. «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» — предприятие по производству стекловолокна и продукции на его основе. Первая очередь производства заработала в ноябре 2009 года. Проектная мощность производства — 21 тыс. тонн готовой продукции в год[61].
  22. «Полиматиз» — предприятие по производству нетканного полотна на основе полипропилена мощностью более 17 тыс. тонн готовой продукции в год. Производство было открыто в июле 2009 года[5].

Перспективы

В декабре 2016 года «Алабуга» достигла принципиальных договорённостей о сотрудничестве с Тянцзиньской зоной экономического и технического развития (TEDA) — одной из первых и наиболее успешных свободных экономических зон Китая. В качестве перспективных направлений рассматривались привлечение в татарстанскую особую экономическую зону более 60 компаний-резидентов из Китая, введение TEDA в состав акционеров «Алабуги» через продажу китайской СЭЗ части запланированной на 2018—2019 годы дополнительной эмиссии акций АО «ОЭЗ ППТ „Алабуга“» и создание совместного предприятия — разработкой его проекта занималась аудиторско-консалтинговая фирма PriceWaterhouseCoopers[62][63][64].

На Петербургском международном экономическом форуме 2017 года Республика Татарстан и государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» подписали соглашение о строительстве в «Алабуге» завода по производству полиакрилонитрила — основного сырья для производства углеволокна. Новый завод дополнит уже существующее производство углеволокна из полиакрилонитрила «Алабуга-Волокно», создав полный цикл производства углеволокон.

Строительство запланировано на 2017—2020 годы, при выходе на проектную мощность предприятие обеспечит 700 рабочих мест[65]. Планируется, что завод станет ключевым инвестиционным проектом межрегионального композитного промышленного кластера, который объединит отраслевые мощности Республики Татарстан, Московской и Саратовской областей в единый технологический цикл выпуска композитных материалов[66].

  • налог на прибыль составляет 2% на протяжении первых 5 лет, 7% с 6 по 10 год и 15,5% до 2055 года. Срок отсчитывается с момента получения предприятием первой прибыли (в соответствии с законом Республики Татарстан от 10 февраля 2006 года №5-ЗРТ);
  • налог на имущество — 0% на протяжении 10 лет с момента формирования налогооблагаемой базы, причём срок действия может быть продлён законом Республики Татарстан (в соответствии с пунктом 17 статьи №381 Налогового екса Российской Федерации);
  • резиденты «Алабуги» освобождены от уплаты транспортного налога на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учёт (в соответствии с законом Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года №24-ЗРТ) и уплаты налог на землю на аналогичный срок с момента возникновения прав собственности на участок (по решению Совета Елабужского муниципального района от 25 января 2006 года №38);
  • в соответствии с режимом свободной таможенной зоны, импортируемые оборудование и продукция, используемые на территории «Алабуги» освобождены от таможенных пошлин (10%) и налога на добавленную стоимость (20%).

Перспективы[ | ]

Деятельность ЕлАЗ

Подразделениями объединения осуществляется около 40 видов деятельности, в том числе:

  • производство спецтехники для нефтегазовой промышленности;
  • производство тракторов класс 1.4 и 2, и специальной техники на их базе;
  • производство комплектующих для автомобильной промышленности;
  • производство нестандартизированного оборудования;
  • строительство и монтажные работы, производство строительных материалов;
  • грузовые и пассажирские перевозки;
  • услуги связи, типографские и рекламные работы;
  • проектно-изыскательские работы.

Предприятие входит в состав Союза потребителей нефтегазового оборудования. По данному направлению «ПО ЕлАЗ» сотрудничает с крупнейшими нефтяными компаниями – «Лукойл», «Роснефть», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «Татнефть», а также с сервисными компаниями по ремонту и обслуживанию нефтегазового оборудования в городах Нижневартовск, Нефтеюганск, Радужный.

Партнерами по производству комплектующих к нефтегазовому оборудованию являются такие известные предприятия как «АЛНАС», «БОРЕЦ», «НОВОМЕТ».

Другим направлением деятельности является производство колесных тракторов известной марки «Беларус» по кооперации с Минским тракторным заводом и выпуск спецтехники на их базе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Кроме вышеназванного оборудования, завод выпускает комплектующие и запчасти к автомобилям КАМАЗ, ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, УРАЛАЗ, являясь членом ассоциации производителей автомобильных комплектующих России «НАПАК», а также выпускает нестандартизированное оборудование, и оснастку для машиностроительных предприятий.

Спецтехника ЕлАЗ

  • Экскаваторы-бульдозеры ЕлАЗ:ЕЛАЗ ЭО-2621Е (3)
    ЕЛАЗ ЭО-2621Е (3)
  • Экскаваторы-погрузчики ЕлАЗ:
  • Коммунальная техника ЕлАЗ:
    • ЕЛАЗ МДМ AЕЛАЗ ЭП-2626Е-18
      ЕЛАЗ ЭП-2626Е-18
    • ЕЛАЗ МДМ Е
    • ЕЛАЗ МК-Е
    • ЕЛАЗ ПУМ-4853
    • ЕЛАЗ РСУ 9531 Е
    • ЕЛАЗ СР-20Е
    • ЕЛАЗ УДМ-40Е
    • ЕЛАЗ УДМ-60Е
    • ЕЛАЗ УДМ-80Е
  • Погрузчики ЕлАЗ:ЕЛАЗ СР-20Е
    ЕЛАЗ СР-20Е
  • Дорожные фрезы ЕлАЗ:

История завода ЕлАЗ

  • 1985 год – Решение Правительства СССР о строительстве Камского тракторного завода
  • 1988 год – Решение Правительства СССР о перепрофилировании Камского тракторного завода на автомобильное производство
  • 1992 год – Решение Правительства Республики Татарстан об организации в Елабуге производства автомобилей малого класса в количестве 300 тыс. штук в год.
  • 1998 год, 22 апреля – принят Закон Республики Татарстан № 1569 «О Свободной экономической зоне «Алабуга», определяющий правовые, экономические и организационные основы создания, функционирования СЭЗ «Алабуга». СЭЗ «Алабуга» – ограниченная территория, расположенная на промышленной площадке Елабужского автомобильного завода общей площадью 16.5 км2, в Елабужском районе Республики Татарстан. Основной целью создания СЭЗ является формирование благоприятного правового и инвестиционного режимов, позволяющих решать следующие задачи:
    • привлечение отечественных мощностей по производству конкурентоспособной автомобильной техники;
    • создание производств для выпуска импортозамещающей продукции, а также экспорто-ориентированных производств;
    • создание новых рабочих мест в СЭЗ и в смежных с СЭЗ производствах.
  • В связи с изменением ряда законов Российских Федерации, правительство Республики Татарстан, с целью сохранения инвестиционной привлекательности промышленной площадки «Алабуга» приняло Постановление от 13.10.2003 года №540 «О создании государственного учреждения «Дирекция инвестиционных программ» на территории промышленной площадки «Алабуга». Это позволило сохранить привлекательность промышленной площадки «Алабуга» для отечественных и иностранных инвесторов.
  • Сегодня ОАО «ПО ЕлАЗ» специализируется на выпуске автомобильной спецтехники и оборудования для нефтегазовых отраслей промышленности.
Оставьте свой отзыв

Сообщение