NashKamaz.ru: модели, ремонт, характеристики, автоклуб

История завода МТЗ



История предприятия

  • 29 мая 1946 года — принято постановление Совета Министров СССР № 1142 «о строительстве Минского тракторного завода».
  • 1946 год — возводятся посёлок мотовелозавода, посёлок тракторного завода. На площадях недостроенного авиационного завода начинается строительство тракторного завода.[5]
  • 1947 год — строительство МТЗ объявлено всесоюзной ударной стройкой.
  • 1948 год — 31-й годовщине Октябрьской Революции собран первый пусковой мотор.
  • 18 июня 1949 года — собран первый образец колёсного трактора заводской конструкции.
  • 4 ноября 1950 года — выпущен первый гусеничный трактор КД-35. Начало производства гусеничных тракторов.
  • 1951 год — выпущен первый трелёвочный трактор КТ-12.
  • 14 октября 1953 года — в торжественной обстановке с конвейера сошёл первый серийный колёсный трактор МТЗ-2 «Беларусь».
  • 1957 год — производство гусеничных машин передано на другие предприятия. МТЗ теперь выпускает только универсальные колёсные тракторы.
  • 1958 год — выпущен 100 000-й трактор МТЗ.
  • 1959 год — освоение новых моделей колёсных тракторов МТЗ-5 «Беларусь». Испытания опытной модели МТЗ-50.
  • 22 июня 1961 года — выпущен 200 000-й трактор МТЗ.
  • 23 марта 1965 года — выпущен 400 000-й трактора МТЗ.
  • август 1966 года — выпущен 500 000-й трактор МТЗ.
  • 1971 год — МТЗ награждён орденом Октябрьской Революции.
  • 1972 год — создано Производственное объединение «Минский тракторный завод».
  • 5 ноября 1972 года — на главном конвейере начата сборка миллионного трактора.
  • 1976 год — в связи с 30-летием предприятия присвоить ему имя В. И. Ленина.
  • В 1960—1970-х годах осваиваются новые модели тракторов: МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-80, МТЗ-82. Продукция экспортируется в десятки стран мира.

Минский тракторный завод в 2005 году произвел 42 158 тракторов (без учёта мини-тракторов) — на 22 % больше, по сравнению с 2004. Помимо этого, 1688 тракторов «Беларус» было собрано из тракторокомплектов на Елабужском автомобильном заводе и 20 на АО «Павлодартрактор». В 2006 завод приступил к производству опытных образцов тракторов мощностью 450 лошадиных сил.

Впервые новые образцы техники были представлены в 30 мая 2006 года на торжествах, посвящённых 60-летию завода[6]. В 2008 году завод выпустил почти 66 тыс. тракторов и машин. Производство товарной продукции за год превысило 2,6 трлн белорусских рублей. В 2010 году начал подготовку к изготовлению опытной партии тракторов «Беларусов-3522». По заявлению завода, трактор «Беларус-3522» — самый мощный из тракторов, производимых в Европе[7][8].

В 2017 году были произведены 31 011 тракторов на сумму 980 млн руб. (около 490 млн долларов) и прочей продукции на 196 млн руб.[3] За счёт кредитной линии Китая, собственных средств, кредита Банка развития Республики Беларусь и прочих кредитов завод ведёт модернизацию производства, ориентированную прежде всего на наращивание производства энергонасыщенных тракторов[3].

По состоянию на 2017 год на заводе насчитывается 5882 единицы металлорежущего оборудования, 990 единиц кузнечно-прессового оборудования, 118 деревообрабатывающих станков, 851 единица литейного оборудования и 4389 единиц подъёмно-транспортного оборудования[3].

Экспорт

Основной импортёр техники МТЗ — Российская Федерация. В 2017 году тракторы «Беларус» занимали более 95% рынка тракторов в сегменте 80-100 л.с. в России (доля МТЗ среди всех колёсных тракторов — 66%)[3]. Продукция предприятия занимает от 10% до 40% рынка тракторов в Латвии, Сербии, Венгрии, Румынии, Таджикистане, 50% в Азербайджане, 60% в Молдове, 82% в Казахстане.

В 2017 году более 500 тракторов было экспортировано в 8 стран[3]:

  • Россия — 11 135;
  • Пакистан — 4845;
  • Украина — 4028;
  • Казахстан — 2106;
  • Азербайджан — 1637;
  • Венгрия — 871;
  • Румыния — 812;
  • Литва — 736.

Модельный ряд

Колёсный универсальный трактор с задним ведущим мостом тягового класса 14 кН (1,4 тс) МТЗ-80 — базовая модель семейства тракторов «Беларусь» Минского тракторного завода. Одновременно с началом выпуска МТЗ-80, запущено производство и его модификации с двумя ведущими мостами — трактора МТЗ-82.

Конструкция тракторов МТЗ-80 (82) является продуктом глубокой модернизации выпускавшихся ранее семейства тракторов МТЗ-50.Первый прототип МТЗ-80 датирован 1970 годом. Степень унификации деталей и сборочных, оборотных единиц у МТЗ-50 и МТЗ-80 достигает 70 %[8].

Трактор построен по традиционной для МТЗ компоновке: полурамная конструкция — остов с узлами силовой передачи, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние управляемые колёса меньшего диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колёса, а трактор МТЗ-82 — полный привод.

Тракторы выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, «привязочными местами» для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета и мощностью двигателя.

Сфера применения тракторов МТЗ-80 (82) достаточно обширна. Они могут использоваться на различных работах и агрегатируются с навесными, полунавесными, прицепными и стационарными машинами. Большое количество машин и механизмов предназначенных для работы с трактором имеются у фермерских хозяйств и различных предприятий. Широкий ассортимент навесного оборудования и агрегатов представлен на рынке огромным количеством производителей.

Основное назначение тракторов МТЗ-80 (82) — комплексная механизация возделывания и уборки так называемых пропашных сельскохозяйственных культур (кукуруза, сахарная свёкла, картофель, подсолнечник, овощебахчевые и др.).

Другая область применения — работы общего назначения. Тракторы МТЗ-80 (82), обладая довольно высокими для тракторов скоростными данными, оснащенные пневмосистемой и светосигнальной аппаратурой, могут выполнять значительные по объёму транспортные работы, успешно конкурируя в тяжелых дорожных условиях с грузовыми автомобилями.

В 1970-х — 1990-х годах на тракторы устанавливались дизельные двигатели Д-240 с запуском от электростартера или Д-240Л с запуском от бензинового двухтактного карбюраторного пускового двигателя (пускача). Тракторы с двигателями Д-240Л обозначались как МТЗ-80Л и МТЗ-82Л.

Наряду с ДТ-75 и Т-40 является одним из самых распространённых тракторов на территории бывшего СССР.

Минским тракторным заводом успешно продаются во всём мире, разработанные на базе МТЗ-80 тракторы, приспособленные для работы в различных климатических зонах и сконструированные под решение различных задач в сельском и коммунальном хозяйствах, строительстве и транспортном кластере.

Тракторы

80.1 82.1 82.У 820 892 892.2 90 92 900.3 920.3 920.4 920.5 920.6 952 952.2 952.3 952.4 952.5 952.6
Модель двигателя Д-243 Д-245.5 Д-243.1 Д-245.43S2 Д-245.43S2 Д-245.43S3А Д-245.43S3АM Д-245.43S4 Д-245.5 Д-245.5S2 Д-245.5S3АM Д-245.5S3В Д-245.5S4
Мощность, л. с./кВт 81/59,6 84,3/62,0 88,4/65,0 90/66,2 84,3/62,0 88,4/65,0 95,2/70,0
Колёсная формула 4К2 4K4 4К2 4K4 4K2 4К4
Грузоподъемность на оси подвеса, кг 3200 4000 3200 4000
Удельный расход топлива, г/(кВт·ч) 229 3 226 3 235 3 229 3(5) 220 ± 5,0, 223± 6,7 226 3 232 5 229 5 254± 5,0 223 ± 6,7
Число передач вперед/назад 18/4 14/4
Масса максимально допустимая, кг 6500 6190 7000 5900 6190 6750 7000
Агрегатирование
продукция МТЗ
ПЛН-3-35П ПКМ-3-40Р, ПЛН-3-35П ПОН-3-40
82МК МУП-351 П10М
Машина уборочная Машина уборочно-погрузочная Погрузчик фронтальный
Базовое шасси 82,2 82,1 82,1, 92П, 820, 952,2
Производительность погрузчика, т/ч 15 — 50
Номинальная ёмкость ковша погрузочного оборудования, м³ 0,5
Производительность при очистке проезжей части от снега, м²/ч 21600
Максимальная высота убираемого снега за один проход, мм 500
Максимальная ширина захвата щётки, мм 1730
Колёсная формула 4K4

Спецтракторы

80Х 100Х 921.2 921.3 921.4
Трактор хлопководческий Трактор садоводческий
Модель двигателя Д-245.1 Д-245С Д-245.5С Д-245.5S2 Д-245.5S3АМ
Мощность, л. с./кВт 81,6/60 107,4/79,0 89,8/66 95,2/70,0
Колёсная формула 3K2 4K4
Грузоподъемность на оси подвеса, кг 2800 3600
Удельный расход топлива, г/(кВт·ч) 244 232 11,60 229 6,87 254 ±12,70
Число передач вперед/назад 16/4 14/4 18/4 14/4
Масса максимально допустимая, кг 6500 6190 7000

Лесные машины

Л82.2 ТТР-401М МПТ-461.1
Трактор лесохозяйственный Трактор трелёвочный Лесной транспортёр-погрузчик
Модель двигателя Д-243С Д-243S
Мощность, кВт/л. с. 59,6/81 60/82
Колёсная формула 4K4
Грузоподъемность, кг 3500 3500/9000
Удельный расход топлива, г/(кВт·ч) 235 236
Число передач вперед/назад 16/4
  • МТЗ-80 — Универсально-пропашной трактор, с задним приводом и малой кабиной
  • МТЗ-82Р — Колёсный рисоводческий трактор
  • МТЗ-82Н — Универсально-пропашной трактор, с полным приводом и пониженным клиренсом (400 мм), колёсами размерностью 16,9/14-30 задние и 10-16 передние, сиденьем с возможностью отклонения от продольной оси, для поддержания вертикальной посадки тракториста, предназначался для работ на склонах до 16°
  • МТЗ-82К — Крутосклонный универсально-пропашной трактор, с полным приводом, бортовыми качающимися редукторами, гидравлической системой автоматической стабилизации и выравнивания положения остова, передний ведущий мост с параллелограммными рычагами, в систему навески также были введены дополнительные гидроцилиндры, для стабилизации агрегатируемых машин, предназначался для работ на склонах до 20°
  • МТЗ-80ХМ — Хлопководческий трактор, с одним управляемым колесом, с узлами бортовых передач, для повышения клиренса (650 мм), модификация ХМ, отличалась установкой двигателя Д-240Т (100 л. с.)
  • Т-70В(С) — Универсально-пропашной гусеничный трактор, класса 2 т, предназначенный для возделывания винограда-«В» и сахарной свёклы-«С». Отличался от базовой модели типом движителей — гусеничные; кабиной, обшивкой, двигателем пониженной мощности Д-241Л (70 л. с.), заблокированной в КПП 9-й передачей, изменённой гидросистемой. Между собой отличался размерностью гусеничной цепи
  • МТЗ-80/82В — Универсально-пропашные трактора, отличавшиеся от базовых, наличием реверсивного редуктора
  • МТЗ-82Т — Овощебахчевая модификация базовой модели. Отличалась повышенным клиренсом, за счёт установки дополнительных колёсных редукторов
  • МТЗ-Т80Л — Лесохозяйственная модификация трактора. Предназначалась для трелевки древесины, выполнению работ по лесовосстановлению, работ с агрохимией и противопожарных мероприятий. Отличалась сдвинутым вперёд двигателем пониженной мощности Д-243Л (60 л. с.), другой кабиной и обшивкой, колёсами одинаковой размерности 530—610, увеличенной до 36 км/ч скоростью.

Выпускаемая продукция

Тракторы

  • Беларус-320 и модификации (35-36 л.с.);
  • Беларус-422 и модификации (50 л.с.);
  • Беларус-550 и модификации (57-90 л.с.);
  • Беларус-80.1/82.1 и модификации (82.1, 82У, 90, 92, 820, 900.3, 892, 892.2, 920, 920.2, 920.3, 920.4, 920.5, 920.6, 952.2, 952.3, 952.4, 952.5, 952.6; 81-95 л.с.);
  • Беларус-622 (62,5 л.с.);
  • Беларус-923 и модификации (95 л.с.);
  • Беларус-1025 и модификации (105—110 л.с.);
  • Беларус-1220.1 и модификации (122 л.с.);
  • Беларус-1221 и модификации (130—136 л.с.);
  • Беларус-1523 и модификации (148—153 л.с.);
  • Гусеничный Беларус-1502 (158 л.с.);
  • Беларус-2022 и модификации (180—212 л.с.);
  • Гусеничный Беларус-2103 (212 л.с.);
  • Беларус-3022 и модификации (303 л.с.);
  • Беларус-3522 и модификации (355—364 л.с.);
  • Гусеничный Беларус-3525 (364 л.с.);
  • Беларус-4522 (431/466 л.с.).

Беларус-80Х; Беларус-100Х (трёхколёсные); Беларус-920Р; Беларус-921.2; Беларус-921.3; Беларус-921.4-10/91.

Специальная техника

  • лесная техника (лесохозяйственные и трелевочные трактора, погрузочно-транспортные машины, харвестеры, рубильные машины, полуприцепы)
  • коммунальная техника
  • тракторные универсальные шасси
  • шахтная техника
  • гусеничные тракторы
  • манипуляторы
  • Мотоблок Беларус-09Н (9 л.с.);
  • Мини-тракторы Беларус-132Н, Беларус-152 (13 л.с.).

Новые разработки

Беларус-2103; Беларус-3023; Беларус-1502; Беларус ЭП-491; Беларус 1502-01; Беларус МУ-466; Беларус-5022.

Технические характеристики

Двигатель

На тракторах МТЗ-80 (82) и их модификациях устанавливаются четырёхцилиндровыечетырёхтактныедизельные двигателиМинского моторного завода семейства Д-240, Д-243, Д-245 жидкостного охлаждения.

Рабочий объём (не менее) — 4,75 л. Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л. с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л. с.).Запуск двигателя осуществляется электростартером, либо пусковым карбюраторным бензиновым устройством ПД-10 номинальной мощностью 10 л. с. На части моделей устанавливался предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б. [9][10][11].

Силовая передача

Силовая передача служит для передачи вращения от вала двигателя к ведущим колёсам трактора, к валу отбора мощности, а также для изменения величины и направления передаваемого крутящего момента.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 использована ступенчатая (механическая) передача, состоящая из различных типов зубчатых колёс. Регулирование крутящего момента осуществляется за счёт изменения передаточных чисел шестерней.

У трактора МТЗ-82 крутящий момент подводится также и к передним ведущим колесам, для чего в силовой передаче дополнительно используется раздаточная коробка, карданная передача и передний ведущий мост. Агрегаты и механизмы силовой передачи размещены в трех корпусах (муфты сцепления, коробки передач и заднего моста),
скрепленных между собой в единый блок, образующий часть остова трактора[9][10][11].

В игровой и сувенирной индустрии

Масштабная модель МТЗ-82.1 в масштабе 1:43 выпускалась на саратовском заводе «Моссар», бывший «Агат» и «Тантал». Также в рамках журнальной серии «Тракторы история люди машины» от издательства «Hachette» вышли: под № 6 модель МТЗ-80 красного цвета; под № 29 модель МТЗ-82 зелёного цвета; под № 49 модель МТЗ-82Р голубого цвета.

МТЗ-80 и его модификации

Модели трактора МТЗ-82 1:43

Модели трактора МТЗ-82 1:43

Модели трактора МТЗ-82 1:43

МТЗ-82 в оригинальной окраске

Модели трактора МТЗ-82 1:43

Фронтальный погрузчик МУП-351

Модели трактора МТЗ-82 1:43

Трёхколёсный трактор МТЗ-80Х

Модели трактора МТЗ-82 1:43

Роторная косилка на базе МТЗ-82

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 21 августа 2019 в 11:04.

Оставьте свой отзыв

Сообщение