NashKamaz.ru: модели, ремонт, характеристики, автоклуб

История завода ПТЗ



История

До 1917 года

Книга приёма рабочих Путиловского завода, 1891 год.

Книга приёма рабочих Путиловского завода,

1891 год

.

Основой казённого предприятия явился Кронштадтский чугунолитейный завод, переведённый в Санкт-Петербург в 1801 году[6]. Этому событию предшествовал указ Императора Павла I от 28 февраля 1801 г.[7] Днём рождения завода считается 3 апреля (21 марта по с/с) 1801 года, когда на нём было отлито первое пушечное ядро.

Завод стал называться Санкт-Петербургским чугунолитейным, среди первых его руководителей — выходцы из Шотландии: Карл Гаскойн (1801—1806), Адам Армстронг (1807—1818) и Матвей Кларк[8]. В 1806—1807 годах заводом руководил А. М. Полторацкий, по его инициативе завод начал выпускать солдатские ружья[9]. В этот период завод выпускал различные изделия по казённым военным заказам, металлические элементы многих архитектурных ансамблей[10].

В результате наводнения 1824 года завод понёс большой ущерб, погибло 152 человека[8]. Завод был переоборудован, на нём было дополнительно организовано котельное производство. После простоя 24 апреля 1842 г.[11] завод был безвозмездно передан Обществу русских горных заводов для изготовления рельсов, их выпуск был начат в 1844 году.

В 1847 году завод вернулся в казну, в 1848 году был пожалован генерал-адъютанту Н. А. Огарёву, сначала — во временное безвозмездное владение, а затем — в собственность (1855 г.)[7]. В 1863 году Н. А. Огарёв сдал его в аренду фирме петербургского купца 1-й гильдии Василия Хенлея «Рихтер Дей и К°»[7].

Эта фирма получила в 1858 году казённую ссуду на организацию производства, но не смогла её эффективно использовать и довела завод до банкротства. В марте 1864 года Н. А. Огарёв продал завод кредиторам Василия Хенлея купцу Вильгельму Риттеру и барону Константину Карловичу Фелейзену. С целью оздоровления производства и обеспечения возможности возврата казённого долга завода в сумме около 200 тысяч рублей, 30 сентября (12 октября) 1866 года был высочайше утверждён устав Санкт-Петербургского товарищества железоделательного завода «Перун», которое должно было принять на себя все активы и обязательства завода[12].

Машиностроение и металлообработка

Онежский тракторный завод — крупный региональный производитель тракторов (лесозаготовительных, лесохозяйственных, специализированных, внутрихозяйственных), входящий в структуру концерна «Тракторные заводы».
Завод — одно из старейших предприятий страны. История завода берёт начало с 29 августа 1703 года, когда по указу Петра I в устье реки Лососинки на берегу Онежского озера был заложен завод, названный позднее в честь его основателя.

В 1768 году в пойме Лососинки были основаны купцами из Лиона Пьером Барралем и Дени Шанони «французские фабрики» — частное предприятие по производству чугуна, железа и изделий из жести. В 1778 году данное предприятие было признано банкротом и конфисковано государством.[2]

Открытое акционерное общество «Петрозаводскмаш» («Тяжбуммаш», «Петрозаводский завод бумагоделательного машиностроения „Петрозаводскбуммаш“ имени Владимира Ильича Ленина») — крупнейшее машиностроительное предприятие России и стран СНГ, входящий сейчас в группу компаний «Атомэнергомаш» — машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом». «Петрозаводскмаш» производит и поставляет технологические линии по производству целлюлозы, бумаги и картона.
Завод основан 8 июня 1960 года.

Литейный завод «Петрозаводскмаш» производит единичные и серийные отливки практически из всех марок чугунов с пластинчатым и шаровидным графитом, специальных чугунов для металлургических изложниц, легированных чугунов с высокой износостойкостью и коррозионной стойкостью, немагнитных и жаростойких чугунов, а также отливки из сталей и сплавов цветных металлов. Завод основан в 1968 году.

НПО Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР» разрабатывает и производит ручные и лафетные пожарные стволы, лафетные стволы с дистанционным управлением (проводным и беспроводным), пожарные роботы, пожарные роботы двойного назначения (охранно-пожарные), установки автоматического пожаротушения на базе пожарных роботов.

В НПО существует конструкторское бюро в котором ведутся работы по механике, гидравлике, электронике и программированию. В состав НПО входит «Завод пожарных роботов». Центром разрабатываются проекты по автоматическому пожаротушению, пожарной сигнализации и теленаблюдению, ведутся монтажные и пуско-наладочные работы, производится сервисное обслуживание.

Образован в 1964 году на базе завода «Металлист» (действовал с 1956 г.), к заводу также был частично присоединен завод «Техновес» (выделился из «Металлиста» в 1961 г., в 1961 г. часть вошла обратно, другая часть присоединена к Комбинату бытового обслуживания, до 1960 г. носившему название артель «Культпром»).

Действовал в 1933—1936 гг.

Основан в 1931 году. Основан на базе Петрозаводского станкостроительного завода и ОАО «Станкозавод».

Организован в 1964 году на основе мебельного цеха ПЛМК и литейной мастерской ДСК. Занимался выпуском экспериментальной техники, ремонтом оборудования лесной и деревообрабатывающей промышленности. Располагается на улице Ригачина, 64.
Создано ЗАО «Петрозаводский опытно-механический завод», которое просуществовало до 2006 года. Функционирует ОАО «Опытно-механический завод», территория сдаётся в аренду.

С 1958 года — Петрозаводский электроремонтный завод «Коммунальник».
С 1964 года — Петрозаводский ремонтно-механический завод Главного управления производственных предприятий Министерства ЖКХ РСФСР.
С 1972 года — Петрозаводский опытно-экспериментальный завод.
С 1993 года — ТОО «Петрозаводский опытно-экспериментальный завод».
Находился на улице Кирова, 47В. Ликвидация завершена 26 октября 2012 года.

Существовал в 1931—1935 гг.

Основан в 1930-м году как Петрозаводские ремонтно-механические мастерские треста «Кареллес». В 1964 году преобразованы в завод (Петрозаводский РМЗ)[3] В 1965 году завод вошёл в состав производственного объединения «Кареллеспром». Средне-списочная численность работников в 1980-е годы составляла до 900 человек. В 1993 году предприятие было приватизировано и преобразовано в ЗАО «РМЗ»[4].

Заводская улица, 5. В настоящее время площади завода сдаются в аренду под гипермаркет «Мега» и ряд других торговых и офисных предприятий.

Специализация — ремонт военной техники, находился на Южной промзоне.

Расположение

Kirovsky District (North) of Saint Petersburg 17Aug10.JPG

Кировский завод

Кировский завод на карте Кировского района

24 октября 2008 года 18,42 % акций ПАО «Кировский завод» были куплены компанией «UBS AG», подразделением швейцарского банка UBS.

Деятельность

ПАО «Кировский завод» — это управляющая компания, в состав которой входят порядка 20 дочерних обществ[45]. Оборот группы в 2010 году составил 11,321 млрд руб., чистый убыток 205 млн руб. (в 2009 году — чистый убыток 1,032 млн руб.). В 2011 году (прибыль 51 млн рублей) и начале 2012 года экономическое положение Кировского завода улучшилось. В 2016 году Кировский завод получил чистую прибыль в размере 440,9 млн рублей[46].

Кировский завод

На 2012 год основным видом деятельности Кировского завода являлась сдача внаём собственного нежилого недвижимого имущества[47].

Проходная Кировского завода

Проходная Кировского завода

На 2017 год основными видами деятельности группы компаний являются сельскохозяйственное, промышленное, военное, энергетическое, транспортное машиностроение и металлургия[45]. Свыше 60 % выручки Группы зарабатывают дочерние предприятия машиностроительного профиля[48]. Ведущее из них — АО «Петербургский тракторный завод» — продолжает традиции тракторного производства государственного предприятия «Кировский завод» по выпуску энергонасыщенных колёсных сельскохозяйственных тракторов «Кировец» и промышленных машин на их базе.

Всего за 55 лет, начиная с 1962 года, произведено более 480 000 единиц техники этой торговой марки[49]. В настоящее время ПТЗ серийно выпускает 8 модификаций сельскохозяйственных тракторов К-744Р мощностью от 300 до 450 л. с., а также 17 видов дорожно-строительных и специальных машин[49]. В российском сегменте рынка колёсных тракторов мощностью от 250 л. с.

доля «Кировцев» составляет сегодня 70 %[49]. В 2016 году Петербургский тракторный завод впервые в современной истории стал лидером всего рынка тракторов России: предприятие реализовало 2348 машин (рост в 4,8 раза по сравнению с 2013 годом)[50]. В 2015—2016 годах заводом вложено в техническое перевооружение, модернизацию производства и НИОКР более 2,0 млрд рублей[51].

Металлургическое производство — завод Петросталь

Металлургическое производство — завод Петросталь

Дочернее предприятие энергомашиностроительного профиля — АО «Завод «Киров-Энергомаш» выпускает по заказу предприятий, входящих в структуры государственной корпорации «Росатом» и АО «Объединённая судостроительная корпорация», — энергетическое оборудование для ВМФ и ледокольного флота России, отечественных и зарубежных атомных электростанций[52].

Kirovsky Zavod Logo.svg

По договорам, заключённым с ООО «Балтийский завод — Судостроение» в 2013, 2015 и 2016 годах, завод «Киров-Энергомаш» проектирует и изготавливает паротурбинные установки и основные элементы противообледенительных устройств крупнейших в мире универсальных атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал» проекта 22220[53][54][55].

Дочернее предприятие АО «Металлургический завод «Петросталь» выпускает широкий сортамент профильного металлопроката из стали различных марок[57]. Среди его клиентов — крупнейшие автомобильные заводы России. Также предприятие поставляет продукцию в страны СНГ, Восточной и Западной Европы[57].

Завод Петросталь

Завод Петросталь

Дочернее общество ООО «Кировский завод Газовые технологии» специализируется на проектировании, производстве, поставке оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), их строительстве под ключ, проведении шеф-монтажных и пусконаладочных работ, гарантийном и послегарантийном обслуживании, а также обучении персонала и поставке запчастей к оборудованию для АГНКС[58][59].

Дочернее предприятие ООО «Завод буровых технологий» специализируется на проектировании и производстве буровой техники, а также инструмента для различных видов буровых работ.

В 2017 году предприятие запустило производство новой установки разведочного бурения УРБ-14.ZBT «Тарантул» на самоходной гидравлической гусеничной тележке. Установка предназначена для выполнения буровых работ при проведении инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий в местах, где затруднено использование крупногабаритной колёсной техники[60].

Завод занимает 200 га в юго-западной части Санкт-Петербурга (есть разветвлённая сеть подъездных дорог, выход к заливу — береговая линия 2 км), а также территорию в пос. Горелово, Красносельский район Санкт-Петербурга (Гореловская площадка — 300 га).

Группа «Кировский завод» развивает промышленные активы в области военного машиностроения, металлургии, сельскохозяйственного, энергетического машиностроения, владеет предприятиями социальной сферы и управляет недвижимостью. В 2016 году консолидированная выручка группы составила 21,4 млрд рублей, и она вышла в прибыль[61].

Продукция предприятий Кировского завода экспортируется в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. В частности, АО «Петербургский тракторный завод» поставляет тракторы в Казахстан, Чехию, Германию, Францию, Австралию, Канаду, США[62][63][64].

Старый советский логотип

Старый советский логотип

Численность персонала предприятий группы на начало 2017 года составляет 5900 человек. В последние три года она почти не меняется. При этом консолидированная выручка ПАО «Кировский завод» и его дочерних обществ с 2013 по 2016 год выросла на 49 %. Опережающий рост этого показателя достигается за счёт увеличения производительности труда, что особенно заметно на примере АО «Петербургский тракторный завод» — ведущего дочернего общества, выпускающего тракторы «Кировец». За три года численность персонала увеличилась вдвое, а выручка в 5,6 раза.

Трактор Кировец

Трактор Кировец

Социально-трудовые отношения в Группе компаний регулируются Соглашением между работодателями (ПАО «Кировский завод», его дочерними обществами и учреждениями) и заводским Межрегиональным профсоюзом. Соглашение заключается каждые три года и содержит взаимные обязательства работодателей и работников в сфере кадровой политики, оплаты труда, режима труда и отдыха, условий и охраны труда, социальных гарантий.

В структуре персонала Кировского завода производственные рабочие составляют 61 %, руководители, специалисты и служащие — 39 %.

Средний возраст сотрудников Кировского завода составляет 44 года и имеет тенденцию к снижению.

Средняя заработная плата по Группе за 2016 год выросла на 11 % и достигла к началу 2017 года 51 тысячи рублей[65].

Кировский завод, вид со стороны пр. Стачек, на мартеновский цех (цех № 100) и рекламно-выставочный комплекс Кировского завода, (2007)

Кировский завод, вид со стороны пр. Стачек, на мартеновский цех (цех № 100) и рекламно-выставочный комплекс Кировского завода, (2007)

Факты

  • Паровозоиспытательная станция, созданная при заводе, в ту пору, когда он строил паровозы, носила имя Александра Парфеньевича Бородина[66].
  • В октябре 2008 года Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал, что бренд трактора «Кировец» может принадлежать только «Кировскому заводу»[67].
  • Революционер, рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев — дедушка Ю. А. Гагарина, жил на Богомоловской улице в конце XIX века[68].
  • Василий Васильев, охранник В. И. Ленина, военачальник советской армии ВС СССР, начинал в 1908 году свою трудовую деятельность на Путиловском заводе.
  • У петербургской панк-рок группы «Бригадный подряд» есть песня «Кировский завод», в которой поётся о жизни рабочего с Кировского завода.

Достопримечательности

Открыт 05.11.1957 г. (арх. А. И. Лапиров; скульпторы А. И. Далиненко, А. Г. Плискин, В. И. Татарович, Г. Д. Ястребенецкий)

Постаменте из серого гранита; Надпись «С. М. Кирову»Два барельефа:1. Киров среди рабочих,2. Цитата: «Не было в истории революционного движения в России такого момента, когда не было бы слышно могучего имени путиловского рабочего».Открыт 06.12.1939 года. (арх. О. К. Ашракуни, скульптор В. Б. Пинчук).

Памятник (бюст)
Тексты: «Герою Социалистического труда главному конструктору Жозэфу Яковлевичу Котину в ознаменование трудовых подвигов по созданию бронетанковой техники в годы Великой Отечественной войны» (спереди), «Памятник сооружён в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1984 года Ленинградским заводом ‘Монументскульптура’ с участием сотрудников конструкторского бюро и цеха благоустройства Объединения. Открыт 6 мая 1985 года. Скульптор: Плёнкин Б. А., архитектор Степанов Г. П.» (сзади) и изображения (барельефы) двух танков (по бокам).

  • Памятный знак подвигу кировцев в Великой Отечественной войне.[82][83][84]

Текст: «1941-1945. В память о подвиге кировцев в Великой Отечественной войне. Заложен в год 40-летия Победы»

Текст: «1941-1945.
Слава защитникам Ленинграда!
На этом месте
рабочими Кировского завода
было построено оборонительное сооружение
2-го эшелона передней линии
обороны Ленинграда». Рядом установлен противотанковый ёж.

На фронтальной стороне постамента находится бронзовая доска с текстом: «1941—1945. Этот тяжёлый танк установлен здесь в память о славных делах танкостроителей Кировского завода» (арх. Н. Г. Эйсмонт, скульптор Ю. Г. Клюге).
Конструктор Н. Ф. Шашмурин и его танк
Танк был установлен на гранитный пьедестал в 1952 году. (арх. С. Р. Гутан).

  • Мемориальная доска памяти погибших бойцов и командиров МПВО[79][91]

Текст: «Вечная слава бойцам и командирам Местной противовоздушной обороны, павшим смертью храбрых при защите Кировского завода в дни Великой Отечественной войны 1941—1945 годов».
Лебедев В. К. н-к к-ды
Горбунов Н. Д. н-к шт. цеха
Берёзкин Г. И. политрук
Овчарук Н. Н. парторг
Степанова Т. М. к-р отд
Кузовкова В. Ф.

Текст: «На этом заводе в 1896—1899 и 1905—1906 годах работал Михаил Иванович Калинин.
Здесь он определился как революционер-профессионал.
С рабочими путиловцами Михаил Иванович не прерывал связи до конца своей жизни.
В мае 1940 года Михаил Иванович посетил Кировский завод и вручил ему орден Красного знамени».1948 г. (арх. Д. С. Гольдгор, скульптор Н. В. Дыдыкин; гальванопластика)

  • Мемориальная доска В. И. Ленину[93]

Текст: «В ночь с 28 на 29 октября (с 10 на 11 ноября по новому стилю)
1917 года
Владимир Ильич Ленин
приехал на завод, чтобы лично
проверить выполнение задания
путиловскими рабочими, данного
им утром 28 октября (10 ноября
по новому стилю) о срочном
изготовлении боевого оружия
для фронта».1957 г. (арх. М. Ф. Егоров; мрамор)

  • Мемориальная доска В. И. Ленину[94]

Текст: «В декабре 1894 года на Кировский
завод (бывш. Путиловский) приезжал
Владимир Ильич Ленин
с целью ознакомления с жизнью
и работой трудящихся крупнейшего
предприятия страны.
12 (25 по новому стилю) мая 1917 года
Владимир Ильич Ленин
выступал на 20-тысячном митинге
рабочих Путиловского завода
и Путиловской судоверфи с докладом
по текущему моменту».1957 г. (арх. М. Ф. Егоров; мрамор)

Текст: «Здесь
25 (12) мая 1917 г.
на многотысячном митинге р
абочих и рабочих бывшего
Путиловского (ныне Кировского)
завода выступил с речью
в задачах пролетариата в революции
величайший гений человечества
вождь мирового пролетариата
Владимир Ильич Ленин
В дни обороны Петрограда
от белогвардейских банд Краснова,
Керенского в ночь на 11 ноября
29 октября 1917 г.
Владимир Ильич Ленин
посетил Путиловский завод».1957 г. (арх. Н. Г. Эйсмонт; бронза).

Текст: «В этом здании в первые дни Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. формировалась Кировская дивизия, принявшая участие в отражении фашистских войск на дальних подступах к Ленинграду». 1957 г. (арх. Н. Г. Эйсмонт; чугун).

  • Мемориальная доска мужеству и героизму кировцев[101]

Spb 06-2017 img26 Kirov Plant.jpg

Текст: «Светлой памяти, мужеству и героизму кировцев — тружеников и воинов, отстоявших родной город и завод в Великой Отечественной войне посвящается. Эта памятная доска установлена 27.01.94 г. в честь 50-летия полного снятия блокады Ленинграда».

  • Мемориальная доска памяти погибших пожарных 90-й ПЧ[102][103]

В честь памяти пожарных, погибших при защите Кировского завода в период Великой Отечественной войны.
Текст: «Вечная Слава павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины.
Пожаоные
Гордиев Григорий Яковлевич
Воеводская Мария Ивановна
Николаев Иван Николаевич
Яковлев Никанор Захарович
Шофёр
Тюлин Алексей Матвеевич
пом. нач.

  • Мемориальная доска памяти погибщих героев-инструментальщиков[104][105]

На здании инструментального цеха № 710Текст: «Вечная память героям-инструментальщикам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины.
Алексеев П. А.
Балабенков М. В.
Белов Е.А
Брунов А. И.
Вашкинель Э. А.
Вейц Л. Б.
Грицкевич Н. В.
Гейман Я. Л.
Загребин А. А.
Загребина А.
Доминяк Н. Г.
Зацкий П. В.
Зимин Н. Е.
Косарев Н. И.
Лузиков Д. В.
Морозов Г. А.
Маторин И. Н.
Пайкин Б. Г.
Петухов В. А.
Потахов В. А.
Потёмкин В. М.
Ревков И. А.
Салов А. М.
Сергеенко В. М.
Сизов В. А.
Тимофеев Г. В.
Хазов В. П.
Белов В. Г.
Кербунов И. Е.»1975 г. (арх. М. С. Кешуков, мрамор).

  • Мемориальная доска В. П. Алексееву[106]

Текст: «В этом цехе с 1911 по 1917 гг. работал токарем Вася Алексеев — организатор комсомола в Петрограде»1967 г.; мрамор

  • Мемориальная доска С. М. Кирову[107]

Текст: «ЦИК СССР постановляет удовлетворить ходатайство ленинградских организаций и просьбу местных организаций и населения об увековечении памяти товарища Кирова С. М. и утвердить следующее переименование: «… 3. Завода „Красный путиловец“ в Кировский завод… Москва, Кремль, 17 дек. 1934 г.»» 1935 г. (арх. М. Ф. Егоров, скульптор Н. А. Соколов; мрамор)

Текст: «Уровень воды при наводнении 23 сентября 1924 года»
Материал: чугун.

  • Мемориальная доска. Лаборатория[109]

Текст: «В 1924 году коллектив Кировского завода выпустил первый трактор „Фордзон Путиловец“».
1967 г., (арх. Е. П. Линцбах; бронза)

  • Цитата из речи Кирова на брандмауэре Производственного корпуса Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, литера Е.

«Не было в истории революционного движения в России такого момента, когда не было бы слышно могучего имени путиловского рабочего.» С. М. Киров
[112]

Цитата из речи С. М. Кирова

Цитата из речи С. М. Кирова

«На Кировском заводе с 1959 по 1962 годы работал Николай Рубцов известный русский поэт»
В 2001 году в Петербурге на здании административно-бытового корпуса Кировского завода установлена мраморная мемориальная доска, со знаменитым кличем поэта: «Россия! Русь! Храни себя, храни!».

  • Здание башенной мастерской Путиловского завода.[114]

Комплекс построек Путиловского завода, 1913 г.
Выявленный объект культурного наследия
Приказ председателя КГИОП от 20.02.2001 № 15
Вид объекта: Памятник

Комплекс построек Путиловского завода, 1911 г.
Выявленный объект культурного наследия
Приказ председателя КГИОП от 20.02.2001 № 15
Вид объекта: Памятник

  • Комплекс построек Путиловского завода.[117]

Комплекс построек Путиловского завода, 1911—1913 г.г.
Выявленный объект культурного наследия
Приказ председателя КГИОП от 20.02.2001 № 15
Вид объекта: Ансамбль

Литература

  • Редакция журнала.Железо-прокатный и механический завод Н. И. Путилова… // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1869. — Т. 2, № 29. — С. 39, 41—42.
  • История Путиловского завода 1789—1917. Авторы: М. Мительман, Б. Глебов, А. Ульянский. Под редакцией В. А. Быстрянского. — Издание второе (сокращённое). — Москва — Ленинград: ОГИЗГосполитиздат, 1941. — Ленинградский институт истории ВКП (б). Филиал института Маркса — Энгельса — Ленина. История Кировского Ордена Ленина, Ордена «Красное Знамя», Ордена Трудового Красного Знамени машиностроительного и металлургического завода в Ленинграде (быв. Путиловский завод). — 632 с. — 55 000 экз.
  • Барышников М. Н.ПУТИЛОВСКИХ ЗАВОДОВ ОБЩЕСТВО // Деловой мир России: Историко-биографический справочник. / Рецензент — действ. чл. РАН Б. В. Ананьич. — СПб.: Искусство-СПБ, Logos, 1998. — 448 с. — ISBN 5-210-01503-3.
  • Поликарпов В. В. От Цусимы к Февралю. Царизм и военная промышленность в начале XX века. — М.: «Индрик», 2008. — 552 с. — ISBN 978-5-85759-440-7.

Ссылки

Шаблон:Автомобильные заводы в странах бывшего СССР

Эта страница в последний раз была отредактирована 5 августа 2019 в 21:21.

Оставьте свой отзыв

Сообщение