NashKamaz.ru: модели, ремонт, характеристики, автоклуб

История завода УВЗ



Содержание

  • 1 История
  • 2 Собственники и руководство
  • 3 Деятельность
    • 3.1 Показатели деятельности
  • 4 Продукция
    • 4.1 Продукция специального назначения
    • 4.2 Изделия подвижного состава
    • 4.3 Продукция гражданского назначения
  • 5 Планы и перспективы
  • 6 Предприятия корпорации
  • 7 Награды
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История

«Уралвагонзавод» был создан во время пятилетки 1933—1937 годов. С 1936 года носит название «Уральский вагоностроительный завод». Изначально производил тяжёлые железнодорожные вагоны — первый вагон выпущен 11 октября 1936 года.

В 1941 году завод то и дело останавливал конвейер из-за систематических перебоев с лесом и металлом, нарушений технологического процесса, приводивших к перекосу рамы вагона ещё на этапе его сборки.

Во время Великой Отечественной войны «Уралвагонзавод» был переоборудован в крупнейший завод по производству танков. В конце 1941 года с западной части СССР сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе Харьковский паровозостроительный завод, Бежицкий сталелитейный завод. До конца войны «Уралвагонзавод» выпустил 25 266 известных Т-34.

В послевоенное время завод снова сосредоточился на производстве вагонов, но быстро расширил свою деятельность и начал выполнять заказы военного, сельскохозяйственного, строительного и авиационно-космического характера. 19 марта 1946 года началось производство большегрузных платформ. В 1947 году завод приступил к производству полувагонов, в 1948 году — крытых вагонов.

В 1952 году «Уралвагонзавод» получил задание на производство железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого кислорода. В начале 60-х годов КБ криогенного машиностроения «Уралвагонзавода» совместно с учеными ВНИИ криогенного машиностроения разработали изотермические цистерны на основе вакуумно-порошковой изоляции.

Центральная проходная НПК «Уралвагонзавод»

В 50-е — 60-е годы заводом были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации.

На «Уралвагонзаводе» был разработан и с 1974 года производится танк третьего поколения Т-72 — один из лучших танков второй половины XX века, состоящий ныне на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира.

В 1974 году с конвейера сошёл последний вагон с деревянной обшивкой.

С 1984 года завод носит название «Уралвагонзавод».

28 августа 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о преобразовании ФГУП «Уралвагонзавод» в ОАО «НПК „Уралвагонзавод“». По сообщению пресс-службы президента, решение принято в целях «сохранения и развития научно-производственного потенциала в создании перспек­тивных комплексов бронетанкового и артиллерийского вооружения, рационализации оборонного производства и повышения конкурентоспособности производимой продукции». Завершить создание корпорации правительству поручено за год.

20 сентября 2007 года был подписан контракт с ОАО «РЖД» на поставку 40 тыс. грузовых вагонов стоимостью 68 млрд руб. за три года (до 2010), что покрывает более 70 % потребностей компании.

Памятник танк Т-34 возле зданияНПК «Уралвагонзавод»

К началу 2009 года контракт с «РЖД» практически был выполнен, при этом предприятие столкнулось с жёсткой ценовой политикой «РЖД», отсутствием новых заказов и оказалось на грани дефолта. Долг «Уралвагонзавода» составлял 66 млрд рублей, каждый день предприятие тратило более 30 миллионов рублей на обслуживание долговых обязательств.

Собственник полностью обновил руководство «Уралвагонзавода». Также корпорации была оказана масштабная финансовая помощь. В сентябре 2009 г. правительство выделило «Уралвагонзаводу» 4,4 млрд рублей на увеличение уставного капитала. В декабре 2009 г. было принято решение увеличить уставной капитал ещё на 10 млрд рублей. В 2010 году корпорации удалось досрочно вернуть гарантии государству в размере 10 млрд руб.

К концу 2009 г. «Уралвагонзавод» полностью сформировал пакет заказов на 2010—2012 годы. Кроме «РЖД» заказчиком стала, в частности, «Транснефть», вместе с которой «Уралвагонзавод» основал совместное предприятие «Востокнефтетрансзадача», занимающееся перевозкой нефтепродуктов от нефтеналивного терминала в Сковородино до сливной эстакады спецморнефтепорта «Козьмино». Для этого предприятия «Уралвагонзавод» должен поставить 8,5 тыс. цистерн.

Открытие южного пролёта покрасочного цеха ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“», прошедшее 9 июня, вошло в топ-лист событий 2010 года по версии Минпромторга РФ.

В 2010 году в корпорации был создан центр корпоративного управления (ЦКУ), основной функцией которого является управление предприятиями, входящими в интегрированную структуру ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“», а также всеми остальными дочерними и зависимыми обществами.

В 2011 году корпорация установила производственный рекорд — годовой план по выпуску 24 тыс. единиц подвижного состава был выполнен досрочно. В 2011 году корпорация выпустила 25 500 единиц подвижного состава, поставив абсолютный рекорд мира.

Также в 2011 году корпорация выпустила свой миллионный вагон. Сейчас каждый третий вагон на железных дорогах страны выпущен «Уралвагонзаводом».

Президент России Владимир Путинс сотрудниками НПК «Уралвагонзавод»,2012 год

В 2012 году на УВЗ было поставлено два мировых рекорда — за год выпущено 28 000 вагонов и 120 000 вагонных осей.

Выручка от реализации работ и услуг по консолидированной отчетности УВЗ в 2012 году превысила 125 млрд рублей, а с учетом других зависимых обществ корпорации превысила 200 млрд рублей.

В 2013 году корпорация выпустила 20 500 вагонов. На 2014 год запланировано произвести и реализовать около 22 000 грузовых вагонов всех видов

17 июля 2014 года министерство финансов США объявило о введении дополнительных санкций против Российской Федерации в связи с ситуацией вокруг Украины. В санкционный список включён «Уралвагонзавод». Финансовый кризис также негативно повлиял на работу предприятия — по состоянию на апрель 2015 года в вынужденных отпусках находятся более 5 тысяч сотрудников. 8 мая 2015 года Альфа-банк заявил о намерении обратится в суд с иском о банкротстве предприятия.

В 2010 году корпорация приобрела контрольный пакет акций французского завода «Sambre et Meuse», которое будет поставлять УВЗ литые детали для тележек, боковые рамы и другие комплектующие для вагонов.

Проектировали завод три тысячи советских инженеров под руководством А.В. Иванькова, который изучал вагонное производство в Америке. За основу был взят принцип прямоточности: по законам конвейера расположены корпуса, в каждом из них — по несколько цехов, объединенных технологическим процессом. Это был один из первых проектов крупного машиностроительного предприятия с поточным производством, выполненный советскими инженерами без участия иностранных специалистов.

Первые рабочие прибыли в 1931 году. Из-за бытовой неустроенности, холодов, болезней в первые годы строительства люди уезжали, уходили, бежали с Уралвагонстроя. В 1931-1934 гг. коллектив работающих ежегодно менялся несколько раз. Имелись две более или менее постоянные группы. Это — около 5000 коммунистов и комсомольцев, прибывших в разное время по путевкам своих организаций.

26 января 1932 года по решению Наркомтяжпрома СССР на работу в Нижний Тагил приехали члены интернациональной коммуны «Цемент». Коммуна «Цемент» состояла из финнов, немцев, чехов, поляков, американцев. Они руководили бригадами кровельщиков, штукатуров, обучали строителей прогрессивным методам труда.

Также специально для использования на Уралвагонстрое в конце 1932 года была переведена из г. Чусового и размещена в поселке Красный Бор исправительно-трудовая колония. К середине 1933 года численность «контингента» ИТК достигла 4000 человек. В 1936 года Уралвагонстрой освободился от применения труда заключенных.

2 марта 1936 года заводу присвоено название «Уральский вагоностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского». Изначально производил тяжёлые железнодорожные вагоны — первый вагон выпущен 11 октября 1936 года.

В 1941 году завод то и дело останавливал конвейер из-за систематических перебоев с лесом и металлом, нарушений технологического процесса, приводивших к перекосу рамы вагона ещё на этапе его сборки[2].

В августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 11 эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна. В конце 1941 года из западной части СССР сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе группа ученых Московского высшего технического училища имени Баумана, Государственная союзная лаборатория режущих инструментов и электросварки имени Игнатьева, Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе, Мариупольский броневой завод имени Ильича, Харьковский машиностроительный завод № 183 (он же до 1939 года — Харьковский паровозостроительный завод), Бежицкий сталелитейный завод.

Уральский вагоностроительный завод одно за другим сворачивал производства: вагонное, экспериментальный цех, освобождая площадки для создания на базе эвакуированных в Нижний Тагил предприятий нового Уральского танкового завода. Основу его производства составил Харьковский танковый завод № 183 им.Коминтерна.

Наркоматом танковой промышленности СССР была утверждена программа выпуска танков Т-34, которую принял к неуклонному исполнению завод №183 на Уралвагонзаводе, о чем свидетельствует приказ директора завода от 17 октября 1941 года № 1107, в котором установлены сроки и нормы, а именно в ноябре запланирован выпуск 155 машин.

До конца войны «Уралвагонзавод» выпустил 25 266 легендарных Т-34[3]. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода[4]. Кроме того, завод производил бронекорпуса для самолётовИл-2, авиабомбы (типов ФАБ, ЗАБ, ХАБ), артиллерийские передки.

Руководство

Директоры

Дмитрий Рогозин, Владимир Путин, Олег Сиенко, Денис Мантуров, 2012 год

В 2009 году стопроцентным владельцем акций компании стало Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Завод входит в Союз производителей нефтегазового оборудования

Директора

  • Марьясин Лазарь Миронович (1933—1936) — начальник Уралвагонстроя
  • Павлоцкий Григорий Зиновьевич (1935—1938)
  • Раздобаркин Максим Никитич (1938—1939)
  • Александров Георгий Григорьевич (октябрь 1939 — сентябрь 1941)
  • Максарёв Юрий Евгеньевич (1941—1946)
  • Скачков Семён Андреевич (1946—1949)
  • Окунев Иван Васильевич (1949—1969)
  • Крутяков Иван Фёдорович (1969—1979)
  • Сычёв Владимир Васильевич (1979—1981)
  • Сотников Вениамин Константинович (1981—1989)
  • Серяков Владимир Сергеевич (1989—1997)
  • Малых Николай Александрович (1997—2009)
  • Сиенко Олег Викторович (с 2009 г.)

Предприятия в составе корпорации

АО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“»
ОАО «Уральский завод транспортного машиностроения» (Уралтрансмаш)
ОАО «Завод №9»
ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»
АО «Каменск-Уральский литейный завод»
ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак»
АО «Машиностроительная компания „Витязь“»
АО «Уралкриомаш»
ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения»
ОАО «Центральный научно-исследовательский институт „Буревестник“»
АО «Центральный научно-исследовательский институт материалов»
ОАО «Научно-исследовательский институт двигателей»
ОАО «Уральский научно-исследовательский технологический институт»
ОАО «Научно-производственная фирма по внедрению научных и инженерно-технических инноваций»
ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»
АО «Омский завод транспортного машиностроения»
ОАО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения»
ОАО «Муромское специальное конструкторское бюро»

АО «Уральская большегрузная техника — Уралвагонзавод» «УБТ-УВЗ»
«Волчанский механический завод»
ОАО «Электроавтомат»
ОАО «ЭлектроМашиностроительный Завод „ЛЕПСЕ“»
ООО «УВЗ-Логистик»
Юргинский машиностроительный завод
Угольная компания «Заречная»
ЗАО «УВЗ-Транс»
ОАО «Томский электротехнический завод»
Sambre et Meuse[34]
АО «61 Бронетанковый ремонтный завод»
АО «81 Бронетанковый ремонтный завод»
АО «103 Бронетанковый ремонтный завод»
АО «144 Бронетанковый ремонтный завод»
АО «163 Бронетанковый ремонтный завод»
АО «560 Бронетанковый ремонтный завод»
АО «192 Центральный Завод Железнодорожной Техники»
ОАО «41 Центральный Завод»

  • ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“»
  • ОАО «Уральский завод транспортного машиностроения» (Уралтрансмаш)
  • ОАО «Завод №9»
  • ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»
  • АО «Каменск-Уральский литейный завод»
  • ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак» и ОАО «Машиностроительная компания „Витязь“»
  • ОАО НПО «Электромашина»
  • ОАО «Уралкриомаш»
  • ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения»
  • ОАО «Центральный научно-исследовательский институт „Буревестник“»
  • ОАО «Центральный научно-исследовательский институт материалов»
  • ОАО «Научно-исследовательский институт двигателей»
  • ОАО «Уральский научно-исследовательский технологический институт»
  • ОАО «Научно-производственная фирма по внедрению научных и инженерно-технических инноваций»
  • ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»
  • ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»
  • ОАО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения»
  • ОАО «Муромское специальное конструкторское бюро»
  • АО «Уральская большегрузная техника — Уралвагонзавод» «УБТ-УВЗ»
  • «Волчанский механический завод»
  • ОАО «Электроавтомат»
  • ОАО «ЭлектроМашиностроительный Завод „ЛЕПСЕ“»
  • ООО «УВЗ-Логистик»
  • ЗАО «УВЗ-Транс»
  • Sambre et Meuse
  • ОАО «Тверской вагоностроительный завод»
  • ОАО «Томский электротехнический завод»

Деятельность

Сегодня «Уралвагонзавод» производит грузовые вагоны, цистерны и боевые танки Т-90, играя важную роль в российском экспорте на рынке вооружений. В 2010 году он вошёл в список ста крупнейших мировых производителей оружия, составленный Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI), и заняв 90 место. В 2011 году снова вошёл в список SIPRI, поднявшись на 86 место.

Владимир Путин и Игорь Холманских в цеху НПК «Уралвагонзавода»

В 2007 году выручка ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“» составила 39,59 млрд руб. (в 2006 году — 30,1 млрд руб.), чистая прибыль — 108 млн руб..

В 2009 году выручка компании составила 36,3 млрд руб., чистый убыток — 7,2 млрд руб.

Консолидированная чистая прибыль в 2010 году составила более 10 млрд руб., общая выручка превысила 100 млрд руб. В первой декаде 2010 года удельный вес продукции гражданского назначения ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“» составил 46,9 % гражданской продукции отрасли. За январь-апрель 2010 г. завод произвел 3825 полувагонов и 1660 железнодорожных цистерн.

Чистая прибыль «Уралвагонзавода» по итогам 2011 года составила 8,7 млрд руб., что в полтора раза выше аналогичного показателя 2010 года. Почти на четверть увеличилась выручка от реализации продукции — 67,8 млрд руб. Наибольшую долю в структуре выручки заняла продукция вагоностроения — только от реализации полувагонов получено более 58 % от общей суммы.

По РСБУ за 2014 г. чистый убыток «Уралвагонзавода» составил 4,8 млрд руб. после прибыли в 443,8 млн руб. годом ранее. Выручка компании за отчетный период выросла на 7,4 % до 74,1 млрд руб., валовая прибыль увеличилась на 28,8 % до 12,9 млрд руб. В конце 2014 г. УВЗ прогнозировал по итогам года чистую прибыль в размере 663 млн руб.

Сопоставление размеров Уралвагонзавода (

    

), Детройтского танкового арсенала США (

    

) и

Пентагона

(

    

), экстраполированных на карту города

Вашингтон

(

    

) в период Холодной войны

[35]

До конца существования СССР Уралвагонзавод являлся крупнейшим танкостроительным предприятием на планете, с численностью персонала свыше 40 тыс. работников (одновременно будучи крупнейшим работодателем данного промышленного региона).[36][37] 27 апреля 1990 года Уралвагонзавод посетил Президент СССР М. С.

Сегодня «Уралвагонзавод» производит грузовые вагоны, цистерны и боевые танки Т-90 и Т-14, играя важную роль в российском экспорте на международном рынке вооружений. В 2010 году он вернулся в список ста крупнейших мировых производителей оружия (из которого временно выбыл после обретения Россией независимости), составляющийся ежегодно Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI), и заняв 90 место[38]. В 2011 году снова вошёл в список SIPRI, поднявшись на 86 место[39].

В рамках договора о военно-техническом сотрудничестве между РФ и Индией специалисты «Уралвагонзавода» подготовили производственно-техническую документацию и предоставили лицензию на производство ряда моделей бронетехники для Фабрики тяжёлого машиностроения в Авади[en] близ Ченнаи, туда же была направлена документация для организации производства систем связи и управления огнём, смотровых приборов и оптико-электронных устройств.

2016 год. Министерство обороны Индии намерено дополнительно закупить в течение трёх-четырёх лет 464 танка Т-90МС производства «Уралвагонзавода». Условия сделки должны быть объявлены в ближайшее время. Такую информацию обнародовало издание Daily Mail, ссылаясь на высокопоставленный источник в индийском военном ведомстве, что является достаточно крупным контрактом для корпорации.

Продукция

  • Боевая машина пехоты Т-15;
  • Боевая машина огневой поддержки «Терминатор»;
  • Боевая машина огневой поддержки «Терминатор-2»;
  • Боевая машина разминирования БМР-3М;
  • Боевая ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, БРЭМ-1М;
  • Танк «Армата» Т-14;
  • Танк Т-90, экспортный вариант Т-90С;
  • Модернизированный танк Т-72;
  • Инженерная машина разграждения ИМР-3М;
  • Танковый мостоукладчик МТУ-72;
  • Танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86.
Танк Т-14 «Армата» Инженерная машина разграждения ИМР-3М Бронированная машина разминирования БМР-3М Танк Т-90А
  • Железнодорожные цистерны:
    • Вагон-цистерна 15-157;
    • Вагон-цистерна 15-144-01;
    • Вагон-цистерна 15-150;
    • Вагон-цистерна 15-150-04;
    • Вагон-цистерна 15-150-04Б;
    • Вагон-цистерна 15-150-05;
    • Вагон-цистерна 15-156;
    • Вагон-цистерна 15-157-01;
    • Вагон-цистерна 15-157-02;
    • Вагон-цистерна 15-195;
    • Вагон-цистерна 15-5103-07;
    • Вагон-цистерна 15-565;
    • Вагон-цистерна 15-566;
    • Вагон-цистерна для нефтепродуктов 15-5157-04;
    • Цистерна для сжиженных углеводородных газов 15-588-01;
    • Цистерна для перевозки нефтепродуктов 15-5157-02.
  • Платформы:
    • Вагон-платформа 23-5164;
    • Вагон-платформа 13-198;
    • Вагон-платформа 23-5162;
    • Вагон-платформа 23-592-01;
    • Вагон-платформа 23-592-02;
    • Вагон-платформа 23-599;
    • Вагон-платформа для перевозки леса и контейнеров 13-198-02.
  • Полувагоны:
    • Полувагон 12-132;
    • Полувагон 12-132-02;
    • Полувагон 12-132-03;
    • Полувагон 12-196-01;
    • Полувагон с разгрузочными люками 12-196-02;
    • Полувагон со съемной крышей 12-146.
  • Вагоны малых серий:
    • Вагон-термос 23-5165;
    • Весоповерочный вагон ВПВ-135К.
  • Мобильная буровая установка для ремонта и освоения скважин МБР-125
  • Мобильная буровая установка для ремонта и освоения скважин МБР-160
  • Погрузчик малогабаритный с бортовым поворотом ПмК-6,02
  • Тяговый модуль вагонов ТМВ-2

Планы и перспективы

Трамвай производства УВЗ на выставке «

Иннопром

-2012»

Перспективные поезда УВЗ на выставке «

Иннопром

-2012»

На «Уралвагонзаводе» в настоящий момент проводится масштабная программа по модернизации и оптимизации производства, направленная, в том числе, на улучшение качества литья. Завод осваивает производство новых видов продукции, например, мобильных буровых установок[50]. Разрабатывается программа по утилизации железнодорожных вагонов[51], проводится работа по реструктуризации задолженностей[52].

Кроме того, «Уралвагонзавод» намерен построить в Нижнем Тагиле новый завод по производству грузовых вагонов мощностью 30 тыс. единиц в год.

В начале 2012 года сообщалось, что корпорация завершает due diligence по приобретению Казахстанской вагоностроительной компании, которая будет выпускать подвижной состав для казахстанских железных дорог[18].

На выставке «Иннопром-2014» был представлен инновационный низкопольный трамвай модели 71-410[53].

В рамках сотрудничества с Министерством обороны РФ готовится производство 261 нового танка Т-90, которые отправятся в первую очередь в Северо-Кавказский военный округ РФ[9]; проводится модернизация существующего парка танков Т-72.

Корпорация занимается разработкой платформы для тяжелой бронетехники «Армата». В 2015 году должно начаться серийное производство танков нового поколения на этой платформе[54].

Также идут переговоры с зарубежными партнерами, в частности, с Монголией[55] и Казахстаном[56].

В 2018 году будет изготовлено около 17 тыс. изделий подвижного состава разной номенклатуры, и эти цифры планируется сохранить, как минимум, в следующие два года.[57]

Трамвай производства УВЗ на выставке «Иннопром-2012»

На «Уралвагонзаводе» в настоящий момент проводится масштабная программа по модернизации и оптимизации производства, направленная, в том числе, на улучшение качества литья. Завод осваивает производство новых видов продукции, например, мобильных буровых установок. Разрабатывается программа по утилизации железнодорожных вагонов, проводится работа по реструктуризации задолженностей.

Кроме того, «Уралвагонзавод» намерен построить в Нижнем Тагиле новый завод по производству грузовых вагонов мощностью 30 тыс. единиц в год.

Перспективные поезда УВЗ на выставке «Иннопром-2012»

В начале 2012 года сообщалось, что корпорация завершает due diligence по приобретению Казахстанской вагоностроительной компании, которая будет выпускать подвижной состав для казахстанских железных дорог.

На выставке «Иннопром-2014» был представлен инновационный низкопольный трамвай модели 71-410.

В рамках сотрудничества с Министерством обороны РФ готовится производство 261 нового танка Т-90, которые отправятся в первую очередь в Северо-Кавказский военный округ РФ; проводится модернизация существующего парка танков Т-72.

Корпорация занимается разработкой платформы для тяжелой бронетехники «Армата». В 2015 году должно начаться серийное производство танков нового поколения на этой платформе.

Также идут переговоры с зарубежными партнерами, в частности, с Монголией и Казахстаном.

Награды

  • Орден Ленина (26 марта 1935 и 31 декабря 1970)
  • Орден Октябрьской революции (15 сентября 1976)
  • Орден Красного Знамени (10 февраля 1943)
  • Орден Трудового Красного Знамени (16 июня 1942)
  • Орден Отечественной войны I степени (10 июня 1946)
  • Орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2006)
  • Орден Святого благоверного князя Дмитрия Донского II степени (2005)

В 2011 году УВЗ победил в двух номинациях ежегодной межрегиональной премии «Итоги года Урала и Сибири-2011».

В 2011 году УВЗ победил в двух номинациях ежегодной межрегиональной премии «Итоги года Урала и Сибири-2011»[59].

Оставьте свой отзыв

Сообщение