NashKamaz.ru: модели, ремонт, характеристики, автоклуб

История завода ВТЗ



История

Строительство тракторного завода началось в годы Великой Отечественной войны в соответствии с постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 28 февраля 1943 года. Местом строительства была выбрана северная окраина Владимира, район за старой Юрьевской заставой.

В марте 1944 года с Кировского завода освобождённого Ленинграда прибыли детали трактора«Универсал», к июлю 1944-го под открытым небом были собраны первые 5 машин. Днём рождения Владимирского тракторного завода считается 24 апреля 1945 года — дата ввода в строй его первой очереди. Ко дню открытия завода уже были выпущены первые 500 тракторов, а к 1949 году завод вышел на свою проектную мощность[2]. Для подготовки молодых специалистов 27 марта 1944 года был открыт Тракторный техникум (ныне — Владимирский политехнический колледж).

Завод выпускал колёсные тракторы серий «Универсал» (до 1955 года), ДТ-24, Т-28 («Владимирец»), Т-25, Т-25A, а также садово-огородный инструмент[1] и другую продукцию широкого потребления. С 1980-х годов выпускались тракторы для работы в теплицах и плодопитомниках, тротуароуборочные машины.

На заводе велась работа по усовершенствованию конструкции тракторных двигателей. В 1959 году завод освоил производство двигателей Д-30 с воздушным охлаждением, в 1962-м, впервые в советском двигателестроении, началось серийное производство четырёхцилиндровых двигателей Д-37М, позднее освоено производство двигателей Д-21, Д-37Е, Д-120, Д-144, Д-145Т и др.

30 апреля 1981 года в ходе земляных работ при подготовке площадки для строительства механосборочного цеха Владимирского тракторного завода на правом берегу реки Рпень была обнаружена стоянка первобытного человека эпохи палеолита, названная Русанихой. В культурном слое стоянки найдено большое количество каменных орудий труда, схожих с теми, что были найдены на стоянке Сунгирь, расположенной в 8 километрах к востоку от Русанихи.

В 1948 году предприятие выпустило 10 000-й трактор, а в 1988 году — миллионный. Продукция завода экспортировалась в более чем 60 стран мира[3].

Завод с сентября 1948 года по 1989 год носил имя А. А. Жданова[2]. В июне 2003 года Владимирский тракторный завод был переименован во Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ)[3]. С 2005 года входит в концерн «Тракторные заводы». Филиалом ВМТЗ являлся агрегатный завод в посёлке Никологоры, в состав производственного объединения «Владимирский тракторный завод» ранее также входили агрегатный завод в посёлке Колокша, Владимирский механосборочный завод и завод специнструмента и технологической оснастки (ВЗИТО).

В 2012 году на производственных площадях Владимирского моторо-тракторного завода в партнёрстве с финской компанией Sampo-Rosenlew выпускались зерноуборочные комбайны серии «Агромаш 5000» — всего произведено 12 единиц, которые были отправлены в Татарстан[4][5].

Осенью 2017 года активы концерна «Тракторные заводы» были переданы государственной корпорации Ростех, представители которого зафиксировали крайне тяжёлое положение Владимирского моторо-тракторного завода: «Из-за долгов остановлено производство, имеет место неэффективное использование площадей в течение продолжительного времени, на предприятии числится порядка 400 сотрудников, при этом выработка крайне низкая»[6].

30 ноября 2017 года рабочие ВМТЗ были трудоустроены переводом в чебоксарский «Промтрактор» и выведены в простой. 20 июля 2018 года весь штат завода в 300 сотрудников был сокращён[7]. Увольнения были были проведены в рамках дефолтной стратегии. В августе 2018 года Владимирский тракторный завод начал заново набирать сотрудников.[8] Ведутся подготовительные работы к запуску производства.[9]

В 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода, первого в стране. Было выбрано место в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода. В память о Ф. Э. Дзержинском, после его смерти в 1926 году, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени. Перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому.

Строительство Сталинградского тракторного завода осуществлялось с привлечением специалистов из западных стран, в первую очередь США. Проектирование завода осуществлялось фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» знаменитого американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn) (1869—1942)[1] и было выполнено в кратчайшие сроки.

Сооруженный в США завод был размонтирован, перевезён в СССР и за 6 месяцев собран под наблюдением американских инженеров[2]. В числе строителей завода был известный инженер Владимир Поликарпович Мартыненко. Василий Антонович Сергеев стал первым главным механиком СТЗ.
Строительству Сталинградского тракторного завода посвящён роман «Большой конвейер» (1933) Якова Ильина, который был корреспондентом газеты «Правда» на строительстве завода и возглавлял редколлегию его многотиражки.

В строй действующих предприятий СТЗ был введён в 1930 году. 17 июня 1930 года с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.

Со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история советского танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н. Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода[3].

11 января 1936 года на заводе были проведены стахановские сутки. Большой конвейер за 6 часов 50 минут собрал 210 тракторов при норме 150 тракторов. Тракторы сходили с конвейера через каждые две минуты[4].

Vladimirsky motor-tractor plant.jpg

С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л. с. В конце 1937 года был освоен выпуск унифицированного с пропашным СТЗ-3 транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) с двигателем мощностью 52-56 л.с.

В 1939 году И. П. Иночкин разработал первую в СССР автоматическую станочную линию[5][6].

В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли.

Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода.

25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л. с.

30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. В последующие годы была проведена большая работа по техническому усовершенствованию трактора ДТ-75, и сегодня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 — ДТ-75/ДТ-75Н являются значительным по объёму объектом производства.

В советское время директорами завода работали выдающиеся организаторы производства Иван Флегонтович Синицын и Валентин Александрович Семёнов.

ВГТЗ.gif

В 1992 году Волгоградский тракторный завод приватизирован в частное акционерное общество.

С 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л. с. и различных модификаций на его базе.

В 1995 году председателем совета директоров ОАО «Волгоградский тракторный завод» избран Владимир Александрович Кабанов.

В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) было разделено на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод».

В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемников у ОАО «ВГТЗ» нет.

Volgograd Tractor Factory 001.JPG

В 2017 году для финансового оздоровления предприятия принято решение о вхождении военной составляющей концерна в госкорпорацию «Ростех»[7].

Площадь имени Ф. Э. Дзержинского. Слева направо: Памятник Дзержинскому, проходные тракторного завода, памятник танку Т-34

Площадь имени Ф. Э. Дзержинского. Слева направо: Памятник Дзержинскому, проходные тракторного завода, памятник танку Т-34

Волгоградский тракторный завод сегодня

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 18 мая 2019 в 08:25.

Оставьте свой отзыв

Сообщение